Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 15

Важным условием профессиональной подготовки студентов в условиях моделирования типичных технологических ситуаций является правильный подбор задач-моделей.

Полифункциональность технологической деятельности, большое количество объектов и субъектов, а также этапов технологических процессов, возможность существования различных дидактических задач в учебном процессе вуза, а также вариативность организации процесса обучения в вузе определили выделение различных основ, по которым осуществлялась классификация технологических задач.

Результатом первого этапа исследования явилось составление типологии межпредметных учебно-технологических задач (МУТЗ).

Мы утверждаем, что в основе их классификации должны лежать типичные, наиболее распространенные затруднения исполнителей, встречающиеся в реальной практике, и, шире, – наиболее общие типы задач, решаемых в области технологии. Вторым основанием классификации задач стала широта технологических ситуаций, то есть количество объектов, факторов, условий моделируемого технического процесса.

Особую группу составляли задачи на конструирование предметного содержания практической технологической деятельности учащихся. Они включали задания на обоснование выбора материала, его технологическую обработку, подбор необходимого технологического оборудования и оснастки. Эти задачи носили как условно технологический, так и технико-методический характер. Например, межпредметные учебно-технологические задачи по курсам: «Детали машин», «Материаловедение», «Обработка конструкционных материалов», «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Основы строительного дела», «Сопротивление материалов»:

– «Осуществить выбор материалов и методов их обработки для изготовления шкивов ременных передач».

– «Осуществить выбор материалов и конструктивных параметров железобетонных конструкций и технологии их изготовления».

Другие задачи, проектно-конструкторского содержания, направлены на проектирование изделий и технологических процессов их изготовления и сборки.

Например, «Разработать технологию сборки сопрягаемых деталей (вал шестерня) с помощью шпоночного соединения».

В соответствии с этапами технологической деятельности, мы выделили:

1. Задачи аналитического характера (по технико-экономическому обоснованию выбора технологии в направлении энерго- и ресурсосбережения). Например:

– «На основании технико-экономического анализа выбрать технологию восстановления детали».

– «Установить факторы, от которых зависит целесообразность выбранного способа восстановления детали».

2. Задачи организационно-управленческого характера (по проектированию производственных процессов с применением современных технологий, оборудования научной организации труда). Например, «Разработать график режима работы уборочно-моечного участка, участков ТО-1, ТО-2, текущего ремонта и агрегатного участка».

3. Задачи учебно-технологического характера (на передачу студентам знаний, проверку и корректировку их технологической деятельности). Например, «Используя общий вид и технический разрез топливного насоса автомобиля ВАЗ, выполнить следующее: 1) определить систему, в конструкцию которой относится данный прибор; 2) обозначить номера позиций на рисунках согласно предлагаемому пронумерованному списку деталей; 3) разработать технологический процесс замены диафрагмы данного прибора в следующей последовательности: … ».

Нами были выделены также группы задач по уровню их сложности.

По степени сложности выделялись задачи-упражнения, используемые для отработки отдельных действий и навыков, и задачи-проблемы, в которых в процессе моделирования сложных технологических ситуаций формируются технологические компетенции.

При проектировании задач и методик их решения и оформления результатов, разработанные нами, межпредметные учебно-технологические задачи подразделялись на семь видов.

1. Задания с выбором наиболее полных ответов. В таких заданиях среди ответов нет неправильных. Для ряда вопросов потребуется выбрать более одного ответа. В данном случае студенту необходимо «сконструировать» ответ.

Например, в задании необходимо дать определение понятий: «изнашивание», «износ» (ИН), «износостойкость» (ИС). Приводятся четыре варианта ответа: 1 – результат изнашивания, выражающийся в изменении размеров, объема, массы детали; 2 – процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали; 3 – свойство материала детали оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения; 4 – процесс, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы детали. Правильный ответ записывается форме: ф. о. (форма ответа) «изнашивание» 2, 4; «износ» – 1; «износостойкость» – 3.

Ответ на первый вопрос состоит из двух частей, каждая из которых верна и дополняет друг друга («конструирование» ответа).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Новое в образовании:

Результаты исследования и их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке . Цель: определить уровень развития связной монологической речи. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Н ...

Сущность процесса нравственного воспитания школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регул ...

В. Драгунский. Друг детства
Денис, посмотрев по телевизору соревнования по боксу . «тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего». А вот дальше будет рассказывать сам Дениска. «Я сказал папе: — Папа, купи мне груш грушу! Он сказал: — Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассм ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru