Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 17

Студенты учились различать технологические задачи основные и вспомогательные, способствующие достижению основных целей.

Не характеризуя сущность психологических механизмов преобразования дидактических знаний для творческого решения технологических задач и психологические механизмы формирования компетенций и проявления технологической направленности мышления, покажем, как с опорой на них велась работа с будущими учителями технологии по формированию и развитию у них технологических компетенций.

В целях тренинга технологической деятельности с учетом структуры (на уровне компетентностного состава) технологической компетентности мы выделяли:

1. Общетехнические задачи – (ОЗ).

1.1. Расчетно-графические – (ОЗ–1).

1.2. Проектно-конструкторские – (ОЗ–2).

1.3. Технико-технологические – (ОЗ–3).

2. Политехнические задачи – (ПЗ).

2.1. Производственно-технологические – (ПЗ–1).

2.2. Проектно-технологические (ПЗ–2).

2.3. Предпринимательские (ПЗ–3).

3. Специализированные задачи – (СЗ).

3.1. Эксплуатационные – (СЗ–1).

3.2. Сервисного обслуживания – (СЗ–2).

3.3. Организационно-управленческие – (СЗ–3).

4. Производственно-практические задачи – (ППЗ).

4.1. Учебно-технологические – (ППЗ–1).

4.2. Производственные – (ППЗ–2).

4.3. Практико-деятельностные – (ППЗ–3).

5. Творческо-деятельностные – (ТДЗ).

5.1. Экспериментально-исследовательские – (ТДЗ–1).

5.2. Творческо-конструкторские – (ТДЗ–2).

5.3. Научно-исследовательские – (ТДЗ–3).

Образцы межпредметных учебно-технологических задач приведены в приложении 15. В последней группе задачи ставились в рамках выполняемых лабораторно-практических работ по курсам «Основы строительного дела» и др., при выполнении курсовых работ, курсовых проектов, выпускной квалификационной работы. Задания выполняются по индивидуальным программам в научно-исследовательских и проблемных группах, а также при выполнении научных исследований. Проводились экспериментальные исследования, выполнение которых позволяло проводить анализ полученных результатов и делать выводы.

В полном соответствии с разработанной нами моделью профессиональной компетентности учителя технологии все задания подразделялись на требующие: применения технологических знаний; осуществления технологических умений; проявления отношения к процессу и результатам технологической деятельности; демонстрации сформированности компетенций и т. д.

Отметим, что, опираясь на исследования А. Н. Брушлинского, Л. М. Фридмана и других, мы не проводили строгого разделения понятий «проблемная ситуация» и «задача», то есть не рассматривали технологические задачи в качестве знаковых моделей технологических ситуаций.

Данная типология МУТЗ отличается от уже имеющихся в научной литературе комплексным характером, вследствие чего ее можно рассматривать как систему межпредметных учебно-технологических задач.

Межпредметные учебно-технологические задачи различались нами и по степени их проблемности, которая рассматривается как дефицит информации, необходимой студенту для решения задачи. Были выделены задачи репродуктивного характера (задачи с полной системой информации, целью которых является отработка отдельных действий и операций) и проблемные задачи, в которых нет некоторых необходимых условий для формирования и выполнения действий, моделирующие сложные ситуации, целью которых является формирование компетенций анализировать, проектировать и реализовывать систему технологических действий.

При определении характера содержания МУТЗ учитывалась специфика педагогической деятельности учителя технологии, что предполагало широкое отражение в них межпредметных связей.

Методика и формы предъявления задач были различными. Для проверки эффективности воздействия предлагаемой системы на процесс формирования технологических компетенций студентов использовалась разработанная нами система задач в соответствии с приведенной классификацией.

Реализация экспериментальной дидактической системы проходит успешно при соблюдении преподавателем условий применения межпредметных учебно-технологических задач. К таковым относятся дидактические, методические и организационно-педагогические условия.

В группу дидактических условий входят: а) использование важнейших принципов дидактики высшей школы; б) четкое определение дидактической цели каждой задачи и доведение этой цели до студентов; в) соотнесение межпредметных учебно-технологических задач с темами курсов.

Организационно-педагогические условия предусматривают: а) определение места МУТЗ в общей системе подготовки учителя; б) выбор рациональных форм организации учебных занятий со студентами, а также определение форм организации учебной деятельности студентов по решению МУТЗ; в) оценку эффективности деятельности студентов при решении МУТЗ.

Наборы задач, используемые в качестве единиц тренинга, последовательность и характер их предъявления определялись целями и задачами на каждом этапе обучения, особенностями структурного и процедурного состава самих задач, уровнем развития компетенций обучающихся.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Новое в образовании:

Содержание работы по оригами на уроках труда
Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа (примерно 4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки наз ...

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Анализ деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района – одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru