Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 11

Особое внимание в эксперименте отводилось дифференцированному подходу.

Дифференциация обучения представляет собой учет индивидуальных особенностей обучаемых в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

В процессе технологической подготовки учителя технологии нами были реализованы три варианта дифференциации: на основе отдельных особенностей или комплексов этих особенностей студентов, обучающихся по нескольким различным учебным планам и программам; внутригрупповая дифференциация учебной работы; прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.

Первый вариант дифференциации предполагал создание учебных групп, различающихся целями, методами, содержанием, временем технологической подготовки на основании учета особенностей профессиональной специализации, познавательных интересов, потребностей и способностей студентов, сформированности у них технологических компетенций. Дифференциация затрагивала как организационные формы, методы, и содержание, так и соотношение отдельных компонентов содержания технологической подготовки в зависимости от целевых ориентации этой подготовки.

Внутригрупповая дифференциация предварительно требовала изучения различий познавательной деятельности будущих учителей и условного подразделения их в зависимости от уровня учебной мотивации, развития технологических компетенций, познавательных интересов, рефлексии и др. на мобильные микрогруппы для проведения специальной работы с каждой из них. Учебный материал структурировался на отдельные блоки (циклы), оснащенные системой вопросов и заданий различного уровня сложности, а также итоговыми тестами для проверки качества усвоения.

Третий вариант дифференциации, получивший название «вертикального дифференцирования», означал прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: быстрее, либо медленнее, чем основная часть обучаемых.

Дифференциация и индивидуализация технологической подготовки реализовывались на операциональном уровне через организацию самостоятельной работы студентов.

В процессе эксперимента мы отслеживали, какое влияние оказывал вузовский учебный процесс а) на развитие ранее заложенных основ профессиональных компетенций; б) на появление новых профессиональных компетенций. Нас особо интересовали такие категории, как выделенные нами компетенции: расчетно-графические, проектно-конструкторские, технико-технологические, производственно-технологические, пректно-технологические, предпринимательские, эксплуатационные, сервисного обслуживания, организационно-управленческие, учебно-технологические, производственные, практико-деятельностные, экспериментально-исследовательские, творческо-конструкторские, научно-исследовательские; общая, профессиональная и педагогическая эрудиция; положительная мотивация; педагогические умения; проявление индивидуального педагогического стиля и т. д.

Под профессиональной эрудицией мы понимали овладение педагогической и специальной теорией: а) представленной в контексте наук о технике и технологии; б) раскрываемой системой психолого-педагогических дисциплин; в) обеспечивающей целостное видение педагогического процесса и готовность к реализации подготовки школьников к трудовой технологической деятельности.

Условиями максимальной успешности формирования технологических компетенций при овладении технологической теорией явились: овладение и применение студентами рациональных приемов познавательной деятельности; высокая результативность процесса обучения, которая обеспечивалась за счет того, что формирование структуры деятельности студентов находилось в поле внимания преподавателя как целеполагающая задача, определяющая стратегию и тактику его деятельности; наличие у студентов стремления к приобретению компетенций; наличие у студентов познавательной мотивации, связанной с мотивацией профессиональной.

Несомненно, что при одновременном решении образовательных задач и задач формирования технологических компетенций будущего учителя учебный процесс становился все более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требовал глубокого осмысления преподавателями закономерностей студенческой учебно-познавательной и технологической деятельности, а также влияющих на формирование педагогической теории и опыта принципов и методов обучения и формирования технологической компетентности будущих педагогов.

Для проведения эксперимента было использовано следующее дидактическое обеспечение:

1) научно обоснованная концепция формирования технологических компетенций будущего учителя в системе высшего педагогического образования, включающая логическую цепочку курсов технологических дисциплин;

2) учебно-методические комплексы по всем дисциплинам технологической подготовки;

3) курсы лекций основных технологических дисциплин;

4) методические указания к семинарам, ЛПЗ, педагогическим и учебным технологическим практикам;

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Новое в образовании:

Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «С ...

Распределение функциональных обязанностей при проведении диагностики
Врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей. Наличие или отсутствие заболеваний у ребенка определяют врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляются клиническ ...

Методика проведения специальных игр
Одним из эффективных средств по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста являются представленные игры по развитию речи, с помощью которых формируется словарь детей, ведётся работа над значениями слов и выражений, совершенствуется активизация словаря в разных видах речевой дея ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru