В рамках индивидуализированного обучения мы широко использовали такие методы обучения, как микропреподавание, микроанализ, самопрограммирование, самоподготовка. Сущность этих методов заключается в создании ситуаций, во время которых у студентов под наблюдением преподавателей или учителей (в процессе прохождения практики) и по их конкретным заданиям формировались и последовательно отрабатывались дидактические умения и навыки анализа, обобщения и корректировки действий опрошенных студентов.
Действия, которые при этом выполняли студенты индивидуально или в составе группы, осуществлялись на трех уровнях познания:
– конкретики, когда они ищут эмпирические данные;
– моделей, когда они пробуют интуитивно или вполне сознательно формировать модели исследуемых структур, соотносить известные элементы структур и известные связи между ними и дополнять их самостоятельно открытыми элементами и связями;
– теории, когда они формируют утверждения, обобщающие результаты решений в виде законов, закономерностей, принципов или норм практической деятельности.
При таких методах студентам не грозит «увязание» в подробностях, поскольку характер задания заставляет их переходить от подробностей к моделям, а от них к теории. Теоретические утверждения, в свою очередь, требуют, и довольно часто, трактовки в виде моделей или конкретизации через обращение к действительности.
К активным вузовским методам обучения мы относили и метод моделирования, позволяющий практиковать специфические виды технологической деятельности в реальных ситуациях, создавать искусственные модели технологических процессов.
Органически связан с методом моделирования и такой метод, как ситуационный (кейс-метод). Студент при этом ставится в ситуацию, требующую принятия оптимального решения возникших перед ним технологических проблем. Суть ситуационного метода в том, что студентам предлагается осмыслить реальную технологическую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Студенты с самого начала должны понимать, что ответственность за принятое решение лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Таким образом, ситуационный метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. Опыт работы по данной методике показывает, что применение кейсов эффективно при преподавании в вузе различных дисциплин, в том числе и технологических.
Разработка кейса – подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов группы и преподавателя) на свои действия. Преподаватель, в случае затруднений студентов, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.
Кейсы по объему могут варьироваться в зависимости от рассматриваемой ситуации, изучаемой дисциплины и возможностей обучающихся. Ниже мы приводим в качестве примера один из кейсов, применяемых в процессе изучения технологических дисциплин.
Кейс по курсу «Основы архитектурно-строительного черчения».
Ситуация: В университете требуется произвести реконструкцию специализированной лаборатории «Автомобиль». Необходимо разработать проект реконструкции, включающий: планировку помещения, размещения лабораторного оборудования, организацию рабочих мест студентов и преподавателей, учитывая читаемые в лаборатории дисциплины, их материально-техническое обеспечение, требования эргономики и охраны труда.
Метод случая нередко предусматривал анализ конкретной технологической ситуации – аналитического или аварийного случая. «Случаем» могут быть единичные явления, события (например, наступление или отсутствие аварийной ситуации при эксплуатации автомобиля) или источник данных, например объект эксперимента, исследуемая зависимость и др.
Мы использовали данный метод, например, при анализе свойств металлов и построении исследуемых зависимостей при испытаниях на растяжение, твердость, ударный изгиб, усталость теоретическую и реальную, прочность металлов и сплавов по курсу «Материаловедение».
В нашем исследовании метод разработки проектов предусматривал решение студентами конкретных технологических задач на основе их индивидуального участия.
Новое в образовании:
Лингвистические особенности лексико-грамматических категорий тюркских
языков
Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского. По происхождению языки делят на семьи ...
Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...
Сущность
понятия «орфограмма». Виды
орфограмм
Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: « В слова ...