Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 5

Активизация мыслительной деятельности студентов на лекциях достигалась многими средствами: через межличностные контакты, интенсификацию внимания, направленное воздействие на групповые интересы, через подражание, внушение, авторитет, через психологические особенности восприятия информации наглядных и технических средств обучения.

При подготовке материалов лекций каждый лектор сталкивается с проблемой, когда по многочисленным источникам учебной информации студентам трудно составить целостную картину взаимосвязи технологий различных отраслей производства. Поэтому задача преподавателя – выявлять такие связи и, с возможно большей достоверностью и наглядностью, предъявлять студентам. Многие темы содержат большой объем иллюстративного материала, как статического, так и динамического, предъявление которого требует предварительного изготовления дидактических материалов, проведения планирования и оценки педагогической деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Современные аудиовизуальные технологии позволяют наблюдать объект, как в статическом состоянии, так и в процессе эксплуатации. Они практически не ограничены рамками пространства и времени, могут дать достаточно адекватное представление о внутренней, недоступной невооруженному глазу сути процесса (например, явления и процессы микро- и макромира, сложные химические реакции, процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно и др.).

На факультете ТЭСХ на третьем курсе, в объеме 60 час. читается дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения», которая является частью педагогической подготовки студентов и входит в состав дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку будущих учителей в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по осуществлению профессиональной деятельности в условиях широкого использования аудиовизуальных технологий как неотъемлемой части средств современных информационных коммуникационных технологий для формирования их профессиональной компетентности.

Для преподавания курса создана современная материальная база (специализированные лаборатории, оснащенные современным аналоговым и цифровым оборудованием), которая позволяет проводить лекционные и лабораторные занятия по курсу, а также использовать их для организации занятий по различным технологическим дисциплинам, проведение которых требует комплексного обеспечения образовательного процесса современными мультимедийными средствами. Современное лабораторное оборудование (аналоговое и цифровое), позволяет использовать технический и методический потенциал лаборатории для разработки, изготовления и демонстрации современных мультимедийных дидактических пособий, а также для подготовки и проведения самостоятельной работы студентов исследовательского характера.

Необходимо также отметить, что развитие компьютерных и аудиовизуальных технологий позволяет преподавателям быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоят в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозаписи, фотографии, видеозаписи и др.).

На современном этапе развития цифровых технологий необходимо использовать накопленный аудиовизуальный фонд (на аналоговых носителях), перенеся его лучшие образцы на современные цифровые носители для получения совместимости с современным цифровым оборудованием. Цифровые технологии открывают поистине безграничные возможности по реализации собственных идей в авторских мультимедийных пособиях.

Созданная на факультете и регулярно пополняемая медиатека (банк аудио, видео и компьютерных материалов) – одно из структурных подразделений современного учебного заведения, предоставляющая возможность доступа к различным информационным ресурсам. В медиатеке сосредоточены всевозможные источники и средства информации: электронная библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный и телекоммуникационный центры.

Эксперимент подтвердил предположение о том, что сочетание лекционного изложения знаний (с проблемной направленностью) с самостоятельной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью студентов по овладению технологической информацией значительно активизирует познавательные силы и творческие возможности студентов, способствует формированию компетенций и технологической компетентности на творческом уровне.

В экспериментальном обучении при преобладании таких организационных форм обучения, как лекции проблемного содержания и самостоятельная работа студентов, мы исходили из идеи М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера о трех методах, в которых наиболее полно реализуется проблемный подход: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский метод.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...

Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать переч ...

Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru