Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 2

В качестве основных задач исследования мы определили:

1) разработку системы формирования у будущего учителя профессиональных компетенций и технологической компетентности;

2) создание системы оценки качества сформированности технологической компетентности и соответствующих компетенций у будущего учителя:

– на уровне оперативного контроля;

– на заключительной аттестации.

При разработке опытной системы обучения учитывались как традиционные принципы обучения, так и новые: обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала более быстрыми темпами; ведущая роль теоретических знаний и их профессиональная направленность; осознание студентом процесса учения и формирования компетенций, компетентности.

В основе опытного обучения лежали широко используемые в средней школе, но не нашедшие своего места в дидактике высшей школы идеи опережения, свободного выбора, самоанализа, крупных блоков, интеллектуального фона.

Идея опережения рассматривалась и использовалась в двух значениях. Под «опережающим» обучением понималось увеличение доли самостоятельной работы студентов, в результате чего происходило осуществление обучения каждым студентом в оптимальном для себя темпе. Под вторым значением термина «опережение» мы понимаем дидактический прием опережающего изложения технологической информации.

Принцип обучения на высоком уровне трудности подразумевает посильное напряжение ума и воли, что требовало от преподавателей и студентов работы по развитию потенциальных возможностей будущего учителя.

Продвижение более быстрыми темпами не имело ничего общего со спешкой, поверхностным усвоением знаний. Оно стимулировало умственную деятельность будущих учителей, помогало проникнуть вглубь педагогических и технологических явлений, а следовательно, подняться на более высокий уровень теоретического овладения знаниями.

Принцип работы над общим развитием всех студентов основан на положении о том, что развитие каждого индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в общении.

В каждой студенческой группе экспериментальная методика способствовала поддержанию такого фона интеллектуальной насыщенности, который приучал будущих учителей к трудностям, умственному напряжению, радости познания. Важно отметить, что подобная методика внедрялась во все учебные дисциплины. С этой целью на факультете систематически проводились семинары по технологическим дисциплинам, научно-методические и научно-практические конференции различного уровня, в том числе и международные: «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики. Международная научно-практическая конференция», «Технолого-экономическое образование: проблемы, инновации, перспективы. Региональная научно-практическая конференция», «X международная научно-практическая конференция, посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства», «Технология, предпринимательство, экономика. Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава факультета технологии, экономики и сельского хозяйства» и др.

В условиях эксперимента изменились подходы к вузовским учебникам и учебно-методическим пособиям. Традиционные учебники, содержащие свод знаний по предмету, не приспособлены для руководства творческой работой студентов. Для устранения выявленных недостатков в учебно-методическом обеспечении преподавателями факультета, в том числе автором диссертации, были подготовлены и изданы оригинальные учебно-методические пособия, которые прошли апробацию, внедрение в учебный процесс и в настоящее время корректируются и подготавливаются ко второму изданию с целью устранения выявленных недостатков и учетом изменений требований и достижений науки и техники.

Разработанные и использованные со студентами в опытном обучении учебные пособия выступали не только и не столько как информаторы, а как организаторы самостоятельной работы студентов. Предполагались три уровня познания с учетом индивидуальных особенностей студентов. (Отметим, что подобная методика допускалась лишь на первой стадии обучения на младших курсах, когда осуществляется активное развитие студентов.)

На пример, при изучении курса «Материаловедение» студентам давались контрольные вопросы по изученному материалу:

– самые простые – на воспроизведение знаний. Например, «Приведите классификацию материалов», «Приведите примеры материалов, относящихся к разным классам», «Опишите оборудование, используемое при термической обработке металлов и сплавов»;

– более сложные – на способ действия (как ты узнал?). Например, «Опишите последовательность действий при выборе режимов закалки углеродистых сталей с содержанием углерода от 0,4 до 0,6%», «С помощью каких видов термической обработки и каким образом можно получить твердость HRC 40 … 46, стали 45?», «На каком оборудовании и как исследуется микроструктура углеродистой стали?»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада
Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получил ...

Методические элементы введения комбинаторики
Предлагаемый материал рекомендуется изучать в конце VII класса, исходя из тех соображений, что к этому времени у школьников еще свежи арифметические знания, сохранилась память о предметных действиях, но уже стало очевидным влияние алгебраических и геометрических знаний, т.е. наблюдается стремление ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении
В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема. Несмотря на достижения в этой области еще не создана целостная система проектирования и комплексного применения средств обучени ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru