Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 3

– и, наконец, на творческое решение проблемы, основанное на привлечении полученных знаний, умений и компетенций. Например, «Какие выводы можно сделать при исследовании отпускной хрупкости стали, при наличии минимума на графике построенном в координатах изменения относительного удлинения от изменения температуры отпуска?», «С помощью каких технологий и исследований можно повысить коррозионную стойкость низколегированных сталей эксплуатируемых в агрессивных средах под воздействием растягивающих напряжений?», «Как влияют процессы коррозионного повреждения на механические и эксплуатационные свойства?», «Можно ли повысить комплекс механических свойств за счет термической обработки?».

Приводились задачи, рассчитанные на применение компьютерной техники, например, при проведении учебно-исследовательской работы и НИРС для обработки экспериментальных данных.

Использовались трех- или двухуровневые задания в зависимости от индивидуального развития студентов. При разработке опытной методики учитывалось, что каждый студент должен работать на пределе своих возможностей и чувствовать ответственность за обучение и свое профессиональное становление.

Улучшение профессионально-технологической подготовки студентов потребовало новых, современных организационных форм и методов обучения.

Проиллюстрируем формы и методы работы студентов при изучении теоретических основ технологической подготовки на примере отобранных нами дисциплин предметной подготовки (Технология современного производства. Материаловедение. Обработка конструкционных материалов. Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Основы строительного дела. Автоперевозки и организация работы автотранспорта. Технологический практикум. Учебная (технологическая) практика.), участвующих в формировании всех выделенных нами технологических компетенций.

Одним из основных методов преподавания оставался, несмотря на критику, лекционный. Это во многом объясняется недостатком учебно-методической литературы по техническим дисциплинам и методике обучения технологии, а также высокими темпами развития научно-технического прогресса и, как следствие, необходимостью поддержания содержания лекционного материала в актуальном состоянии, отражающем достижения науки и современных технологий. В значительной степени эффективность лекции зависит от взаимодействия лектора с аудиторией. Научно-педагогический уровень подготовки преподавателя во многом определяет не только содержательную часть лекций, но и позволяет правильно выбрать метод ее изложения. Для повышения мотивации и активизации обучения по технологическим дисциплинам, в зависимости от изучаемой темы, наиболее часто использовались различные нетрадиционные формы лекций.

Введение различных форм активной лекции в сочетании с применением современных средств обучения позволяют установить обратную связь, на основе которой преподаватель может осуществлять коррекцию не только объема информации, последовательности и форм ее изложения, но и содержания. Все это способствовало повышению эффективности усвоения теоретических знаний на лекционных занятиях.

Важное место в опытном обучении занял проблемный подход, так как именно в его рамках будущие учителя приобретали опыт творческой реализации сформированных компетенций.

Примером использования проблемного подхода являлись проблемные лекции. Задача преподавателя состояла в создании проблемной ситуации, с целью побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представлялся в форме проблемной задачи. В ее условии имелись противоречия, которые необходимо было обнаружить и разрешить. На этой лекции новое знание вводилось через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближался к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывалось путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных подходов.

Например, проблемный характер носила лекция по теме: «Материалы и технологии, используемые для строительства и ремонта дома» по курсу «Основы строительного дела». Первый этап лекции-диалога предполагал постановку проблемы перед аудиторией. В названии темы лекции содержится проблема столкновения «старых» и «новых» материалов и технологий, используемых в современном строительстве и ремонте дома. Второй этап – поиск правильного решения поставленной проблемы. Задача лектора на этом этапе состояла в суммировании и анализе традиционных и современных точек зрения, представлении дополнительной информации по рассматриваемому вопросу. Лектор обобщал позиции, тезисы, аргументацию студентов, выработанные в ходе дискуссии, высказывал мнения и суждения по проблеме, ставил наводящие вопросы и соотносил основные выводы с дискутируемой проблемой. Задача преподавателя при этом – заранее определить круг вопросов, подлежащих обсуждению в процессе дискуссии по данной проблеме, направить ее в русло обсуждаемой темы. На третьем этапе лекции намечались пути решения проблемы на основе высказанных точек зрения, формулировались выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Математические шифры
Занятие по математическим шифрам проводится в виде игры – исторического путешествия (примерное содержание в приложении 14). В начале занятия кратко о шифрах рассказывает учитель, а затем слово предоставляется учащимся. Участники кружка рассказывают о разных шифрах, придуманных в разных странах (Афи ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева
Приведем алгоритм работы, который необходимо освоить учащимся на первом этапе обучения мозаичным работам из дерева. Упражнение №1. Резание фанеры произвольное. Эта первая ступень в освоении техники маркетри рассчитана на спокойное произвольное резание полосок фанеры—штапиков — вдоль волокон (рис. 1 ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru