Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 3

– и, наконец, на творческое решение проблемы, основанное на привлечении полученных знаний, умений и компетенций. Например, «Какие выводы можно сделать при исследовании отпускной хрупкости стали, при наличии минимума на графике построенном в координатах изменения относительного удлинения от изменения температуры отпуска?», «С помощью каких технологий и исследований можно повысить коррозионную стойкость низколегированных сталей эксплуатируемых в агрессивных средах под воздействием растягивающих напряжений?», «Как влияют процессы коррозионного повреждения на механические и эксплуатационные свойства?», «Можно ли повысить комплекс механических свойств за счет термической обработки?».

Приводились задачи, рассчитанные на применение компьютерной техники, например, при проведении учебно-исследовательской работы и НИРС для обработки экспериментальных данных.

Использовались трех- или двухуровневые задания в зависимости от индивидуального развития студентов. При разработке опытной методики учитывалось, что каждый студент должен работать на пределе своих возможностей и чувствовать ответственность за обучение и свое профессиональное становление.

Улучшение профессионально-технологической подготовки студентов потребовало новых, современных организационных форм и методов обучения.

Проиллюстрируем формы и методы работы студентов при изучении теоретических основ технологической подготовки на примере отобранных нами дисциплин предметной подготовки (Технология современного производства. Материаловедение. Обработка конструкционных материалов. Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Основы строительного дела. Автоперевозки и организация работы автотранспорта. Технологический практикум. Учебная (технологическая) практика.), участвующих в формировании всех выделенных нами технологических компетенций.

Одним из основных методов преподавания оставался, несмотря на критику, лекционный. Это во многом объясняется недостатком учебно-методической литературы по техническим дисциплинам и методике обучения технологии, а также высокими темпами развития научно-технического прогресса и, как следствие, необходимостью поддержания содержания лекционного материала в актуальном состоянии, отражающем достижения науки и современных технологий. В значительной степени эффективность лекции зависит от взаимодействия лектора с аудиторией. Научно-педагогический уровень подготовки преподавателя во многом определяет не только содержательную часть лекций, но и позволяет правильно выбрать метод ее изложения. Для повышения мотивации и активизации обучения по технологическим дисциплинам, в зависимости от изучаемой темы, наиболее часто использовались различные нетрадиционные формы лекций.

Введение различных форм активной лекции в сочетании с применением современных средств обучения позволяют установить обратную связь, на основе которой преподаватель может осуществлять коррекцию не только объема информации, последовательности и форм ее изложения, но и содержания. Все это способствовало повышению эффективности усвоения теоретических знаний на лекционных занятиях.

Важное место в опытном обучении занял проблемный подход, так как именно в его рамках будущие учителя приобретали опыт творческой реализации сформированных компетенций.

Примером использования проблемного подхода являлись проблемные лекции. Задача преподавателя состояла в создании проблемной ситуации, с целью побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представлялся в форме проблемной задачи. В ее условии имелись противоречия, которые необходимо было обнаружить и разрешить. На этой лекции новое знание вводилось через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближался к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывалось путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных подходов.

Например, проблемный характер носила лекция по теме: «Материалы и технологии, используемые для строительства и ремонта дома» по курсу «Основы строительного дела». Первый этап лекции-диалога предполагал постановку проблемы перед аудиторией. В названии темы лекции содержится проблема столкновения «старых» и «новых» материалов и технологий, используемых в современном строительстве и ремонте дома. Второй этап – поиск правильного решения поставленной проблемы. Задача лектора на этом этапе состояла в суммировании и анализе традиционных и современных точек зрения, представлении дополнительной информации по рассматриваемому вопросу. Лектор обобщал позиции, тезисы, аргументацию студентов, выработанные в ходе дискуссии, высказывал мнения и суждения по проблеме, ставил наводящие вопросы и соотносил основные выводы с дискутируемой проблемой. Задача преподавателя при этом – заранее определить круг вопросов, подлежащих обсуждению в процессе дискуссии по данной проблеме, направить ее в русло обсуждаемой темы. На третьем этапе лекции намечались пути решения проблемы на основе высказанных точек зрения, формулировались выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru