Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 6

Образцы использования этих методов как в «чистом» виде, так и в различных сочетаниях между собой и с традиционными методами в различных типах лекции представлены в таблице 5.

Таблица 5 Типы лекций по ряду технологических дисциплин

Тип лекции и ее краткая характеристика

Темы лекций

1. Лекции объяснительно-иллюстративные, с элементами проблемного изложения.

– «Топливо энергетический комплекс РФ», по курсу «Технологии современных производств»;

– «Организация места и труда в учебных мастерских. Охрана труда при обработке материалов. Технологические способы соединения металлических деталей. Соединения деталей из древесины», по курсу «Обработка конструкционных материалов»;

– «Техническая диагностика автомобиля», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

2. Лекции проблемного изложения знаний.

– «Материалы и технологии, используемые для строительства и ремонта дома», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»;

– «Основные проблемы городского пассажирского транспорта» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий».

3. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов, носящую исследовательский характер.

– «Химический комплекс. Основные технологии. Пластики в современном автомобилестроении» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий. Фундаменты и цокольная часть дома», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Организация движения при перевозках грузов» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий».

4. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов исследовательского характера с элементами эвристической беседы.

– «Технологии вторичной переработки сырья» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Номенклатура строительных материалов и их физико-механические свойства», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Изменение технического состояния и надежности автомобиля в процессе эксплуатации», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

5. Лекции проблемного изложения знаний с элементами эвристической беседы с применением исследовательского метода.

– «Природозащитные технологии» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Общие сведения о механической обработке материалов. Обработка на металлорежущих станках: оборудование, приспособления, инструменты и методы обработки основных видов поверхностей», по курсу «Обработка конструкционных материалов»;

– «Организация технологического процесса и управление качеством ТОиРА», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Чаще всего возможность проблемного изложения учебного материала возникала при:

– выявлении причин существования различных точек зрения по конкретным технологическим проблемам;

– анализе различных технологических концепций;

– выявлении причин расхождения теории и практики производства;

– столкновении имеющихся знаний студентов с новыми практическими условиями их применения и т. п.

Наряду с лекционным методом обучения применялись дискуссии, используемые на семинарах, в «свободных групповых обсуждениях». Дискуссия помогает студентам лучше понять технологическую проблему, поскольку информация каждого участника сопровождается мнением других, рассматриваются различные стороны обсуждаемой учебной проблемы, высказываются новые, часто неожиданные предположения о характере решения технологических задач; участники имеют возможность высказываться критически, принимая или отвергая возникающие предложения; ведется общее корректирование поступающих точек зрения и вырабатывается групповое мнение или решение технологической проблемы. Если в процессе дискуссии у студентов ощущался недостаток технологической или смежной информации, они отсылались к самостоятельной доработке материала и затем продолжалось обсуждение.

Практиковалось использование и частичной дискуссии, организуемой следующим образом: читался изучаемый текст или медиатекст (чаще всего видеозапись или анимированная модель производственного процесса), в определенных местах она прерывалась и студенты приступали к обсуждению технологического явления. Крайне эффективным явилось обсуждение подготовленных в вузе компьютерных мультимедиа-презентаций технологического содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...

Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изуч ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева
Приведем алгоритм работы, который необходимо освоить учащимся на первом этапе обучения мозаичным работам из дерева. Упражнение №1. Резание фанеры произвольное. Эта первая ступень в освоении техники маркетри рассчитана на спокойное произвольное резание полосок фанеры—штапиков — вдоль волокон (рис. 1 ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru