Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 6

Образцы использования этих методов как в «чистом» виде, так и в различных сочетаниях между собой и с традиционными методами в различных типах лекции представлены в таблице 5.

Таблица 5 Типы лекций по ряду технологических дисциплин

Тип лекции и ее краткая характеристика

Темы лекций

1. Лекции объяснительно-иллюстративные, с элементами проблемного изложения.

– «Топливо энергетический комплекс РФ», по курсу «Технологии современных производств»;

– «Организация места и труда в учебных мастерских. Охрана труда при обработке материалов. Технологические способы соединения металлических деталей. Соединения деталей из древесины», по курсу «Обработка конструкционных материалов»;

– «Техническая диагностика автомобиля», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

2. Лекции проблемного изложения знаний.

– «Материалы и технологии, используемые для строительства и ремонта дома», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»;

– «Основные проблемы городского пассажирского транспорта» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий».

3. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов, носящую исследовательский характер.

– «Химический комплекс. Основные технологии. Пластики в современном автомобилестроении» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий. Фундаменты и цокольная часть дома», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Организация движения при перевозках грузов» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий».

4. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов исследовательского характера с элементами эвристической беседы.

– «Технологии вторичной переработки сырья» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Номенклатура строительных материалов и их физико-механические свойства», по курсу «Основы строительного дела»;

– «Изменение технического состояния и надежности автомобиля в процессе эксплуатации», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

5. Лекции проблемного изложения знаний с элементами эвристической беседы с применением исследовательского метода.

– «Природозащитные технологии» по курсу «Технологии современных производств»;

– «Общие сведения о механической обработке материалов. Обработка на металлорежущих станках: оборудование, приспособления, инструменты и методы обработки основных видов поверхностей», по курсу «Обработка конструкционных материалов»;

– «Организация технологического процесса и управление качеством ТОиРА», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Чаще всего возможность проблемного изложения учебного материала возникала при:

– выявлении причин существования различных точек зрения по конкретным технологическим проблемам;

– анализе различных технологических концепций;

– выявлении причин расхождения теории и практики производства;

– столкновении имеющихся знаний студентов с новыми практическими условиями их применения и т. п.

Наряду с лекционным методом обучения применялись дискуссии, используемые на семинарах, в «свободных групповых обсуждениях». Дискуссия помогает студентам лучше понять технологическую проблему, поскольку информация каждого участника сопровождается мнением других, рассматриваются различные стороны обсуждаемой учебной проблемы, высказываются новые, часто неожиданные предположения о характере решения технологических задач; участники имеют возможность высказываться критически, принимая или отвергая возникающие предложения; ведется общее корректирование поступающих точек зрения и вырабатывается групповое мнение или решение технологической проблемы. Если в процессе дискуссии у студентов ощущался недостаток технологической или смежной информации, они отсылались к самостоятельной доработке материала и затем продолжалось обсуждение.

Практиковалось использование и частичной дискуссии, организуемой следующим образом: читался изучаемый текст или медиатекст (чаще всего видеозапись или анимированная модель производственного процесса), в определенных местах она прерывалась и студенты приступали к обсуждению технологического явления. Крайне эффективным явилось обсуждение подготовленных в вузе компьютерных мультимедиа-презентаций технологического содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся ...

Свойства древесины как материала декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...

Компетенция военных вузов как субъектов образовательной деятельности
Так какова же конкретно компетенция военных вузов (в частности вузов Федеральной пограничной службы России) как образовательных учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» относятся: - материально-техническое обеспечение и оснащение образоват ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru