Образцы использования этих методов как в «чистом» виде, так и в различных сочетаниях между собой и с традиционными методами в различных типах лекции представлены в таблице 5.
Таблица 5 Типы лекций по ряду технологических дисциплин
|
Тип лекции и ее краткая характеристика |
Темы лекций |
|
1. Лекции объяснительно-иллюстративные, с элементами проблемного изложения. |
– «Топливо энергетический комплекс РФ», по курсу «Технологии современных производств»; – «Организация места и труда в учебных мастерских. Охрана труда при обработке материалов. Технологические способы соединения металлических деталей. Соединения деталей из древесины», по курсу «Обработка конструкционных материалов»; – «Техническая диагностика автомобиля», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля». |
|
2. Лекции проблемного изложения знаний. |
– «Материалы и технологии, используемые для строительства и ремонта дома», по курсу «Основы строительного дела»; – «Снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»; – «Основные проблемы городского пассажирского транспорта» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий». |
|
3. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов, носящую исследовательский характер. |
– «Химический комплекс. Основные технологии. Пластики в современном автомобилестроении» по курсу «Технологии современных производств»; – «Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий. Фундаменты и цокольная часть дома», по курсу «Основы строительного дела»; – «Организация движения при перевозках грузов» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий». |
|
4. Лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов исследовательского характера с элементами эвристической беседы. |
– «Технологии вторичной переработки сырья» по курсу «Технологии современных производств»; – «Номенклатура строительных материалов и их физико-механические свойства», по курсу «Основы строительного дела»; – «Изменение технического состояния и надежности автомобиля в процессе эксплуатации», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля». |
|
5. Лекции проблемного изложения знаний с элементами эвристической беседы с применением исследовательского метода. |
– «Природозащитные технологии» по курсу «Технологии современных производств»; – «Общие сведения о механической обработке материалов. Обработка на металлорежущих станках: оборудование, приспособления, инструменты и методы обработки основных видов поверхностей», по курсу «Обработка конструкционных материалов»; – «Организация технологического процесса и управление качеством ТОиРА», по курсу «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля». |
Чаще всего возможность проблемного изложения учебного материала возникала при:
– выявлении причин существования различных точек зрения по конкретным технологическим проблемам;
– анализе различных технологических концепций;
– выявлении причин расхождения теории и практики производства;
– столкновении имеющихся знаний студентов с новыми практическими условиями их применения и т. п.
Наряду с лекционным методом обучения применялись дискуссии, используемые на семинарах, в «свободных групповых обсуждениях». Дискуссия помогает студентам лучше понять технологическую проблему, поскольку информация каждого участника сопровождается мнением других, рассматриваются различные стороны обсуждаемой учебной проблемы, высказываются новые, часто неожиданные предположения о характере решения технологических задач; участники имеют возможность высказываться критически, принимая или отвергая возникающие предложения; ведется общее корректирование поступающих точек зрения и вырабатывается групповое мнение или решение технологической проблемы. Если в процессе дискуссии у студентов ощущался недостаток технологической или смежной информации, они отсылались к самостоятельной доработке материала и затем продолжалось обсуждение.
Практиковалось использование и частичной дискуссии, организуемой следующим образом: читался изучаемый текст или медиатекст (чаще всего видеозапись или анимированная модель производственного процесса), в определенных местах она прерывалась и студенты приступали к обсуждению технологического явления. Крайне эффективным явилось обсуждение подготовленных в вузе компьютерных мультимедиа-презентаций технологического содержания.
Новое в образовании:
Общение как коммуникативная деятельность детей с
нарушением зрения
Общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становлени ...
Психофизиологические механизмы аудирования и
понимания как центральное звено восприятия речи на слух
Под аудированием понимается
это восприятие и понимание речи на слух. Психологической основой понимания являются процессы восприятия, узнавания языковых образов, понимание их значений, процессы антиципации (угадывания) и осмысления информации, процессы группировки сведений, их обобщение, удержание и ...
Проблемы и принципы обучения межкультурной коммуникации в
школе
Теория обучения языку и культуре должна базироваться на концепции диалога культур, разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины ми ...