Метод постепенного ознакомления с технологическим явлением предусматривал подачу информации частями, передачу лишь «узловых точек», моментов, в которых происходят изменения в развитии технологической ситуации.
Экспериментальная работа протекала в несколько этапов: после дискуссии в конце каждого этапа студентов знакомили с тем решением, которое должно быть принято, после чего преподаватель сообщал новую информацию для последующего этапа работы.
Все названные методы по своему дидактическому назначению и применению весьма близки. Основное же различие между ними состоит в охвате и виде технологической информации (полная, неполная, статичная, динамичная), а также в способе и приеме подачи технологической ситуации (целиком, полностью, частями).
Для объективности оценки роли методов обучения нами проводилось большое число опытов, различающихся использованием различных методов обучения, варьированием времени на аудиторную и самостоятельную работу студентов, характером организации самостоятельной работы, сроками проведения, числом участников и т. д. Требовалось соблюдать условие неизменности ряда других основных факторов: содержания образования и ряда организационно-педагогических условий. В этой связи различные серии опытов объединяло единство структуры учебных планов.
Особенностью экспериментальной методики было также:
– увеличение количества индивидуальных форм учебной работы и их рациональное сочетание с формами групповыми и фронтальными;
– широкое использование таких форм групповой работы, которые за счет элемента состязательности стимулируют проявление и развитие индивидуальных способностей студентов;
– в процесс формирования технологических компетенций каждого студента включались элементы исследовательской работы;
– максимальная индивидуализация обучения путем перевода студентов на «индивидуальные траектории» получения образования за счет перевода их на индивидуальные учебные планы и программы, что позволяло максимально дифференцировать теоретический материал, содержание педагогической и учебной практик, тематику и формы исследовательской работы;
– экспериментальная методика включала в себя разработку системы методических рекомендаций для занятий (прежде всего для руководства самостоятельной и учебно-исследовательской работой студентов), что обеспечивало оптимальную индивидуализацию образования и четкую организацию самостоятельной работы.
Под активизацией учебной работы студента мы понимали целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, в формировании умений и компетенций, применении их на практике. Исходя из разработанной концепции формирования компетенций будущих учителей, акценты в понимании активизации деятельности студентов (с опорой на уточненные цели вузовской подготовки) мы перенесли в сторону увеличения значимости технологической компетентности и компетенций.
Для активизации учебной деятельности студентов в процессе целенаправленного формирования компетенций шло соблюдение определенных педагогических условий. К ним относились: обеспечение единства образовательной и профессиональной задач процесса обучения; создание благоприятной учебной атмосферы; организация научного поиска и обеспечение эмоциональности обучения; динамичность, разнообразие методов, приемов и средств обучения, направленность их на развитие активной исследовательской деятельности студентов; педагогически правильное использование принципов дидактики; обеспечение регулярности, эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков (в особенности текущего контроля); систематическое, целенаправленное, педагогически правильное использование современных средств информационно-коммуникационных технологий; ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом внеаудиторных занятий и правильная организация их самостоятельной работы (графики самостоятельной работы, системы коллоквиумов, индивидуальные беседы и др.), использование разработанной нами системы учебно-познавательных задач.
Подтвердилась частная гипотеза, заключавшаяся в том, что активизация познавательной деятельности студентов в условиях педагогического вуза имеет не только процессуально-дидактическую, но и результативно-профессиональную значимость. Познавательная активность студентов облегчает подготовку к решению учебных задач, связанных с сообщением необходимой информации, выполнением учебных заданий и т. п., и одновременно способствует совершенствованию формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Очевидно, что отсутствие на занятиях ориентации студентов на развитие педагогической мотивации приводит впоследствии к неумению учителей формировать у школьников необходимые компетенции. Эффективность педагогической деятельности, к которой готовятся будущие учителя, возможна только при наличии познавательной потребности, интеллектуальной активности, сформированности индивидуальных компетенций, педагогической мотивации. Мы учили студентов методике использования различных способов формирования компетенций школьников, формировали у будущих педагогов соответствующие знания и компетенции не только во время специальных лекций, семинарских и практических занятий, но и в процессе всей учебной работы.
Новое в образовании:
Лицеи во Франции
Лицей представляет собой завершающее звено среднего образования и переходную степень к высшему образованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжа настраиваются на скорейшее обретение специальности и ид ...
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...
Челябинская муниципальная реальная гимназия №18
Челябинская муниципальная реальная гимназия (ЧРГ) - бывшая средняя школа №18 города Челябинска Тульской области - была построена в 1965 году и ничем не отличалась от других (типовых) школ города. Положение стало меняться с 1987 года. 1987 - Школа первой в городе приобрела КуВТ “Электроника 86” и на ...