Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 10

Метод постепенного ознакомления с технологическим явлением предусматривал подачу информации частями, передачу лишь «узловых точек», моментов, в которых происходят изменения в развитии технологической ситуации.

Экспериментальная работа протекала в несколько этапов: после дискуссии в конце каждого этапа студентов знакомили с тем решением, которое должно быть принято, после чего преподаватель сообщал новую информацию для последующего этапа работы.

Все названные методы по своему дидактическому назначению и применению весьма близки. Основное же различие между ними состоит в охвате и виде технологической информации (полная, неполная, статичная, динамичная), а также в способе и приеме подачи технологической ситуации (целиком, полностью, частями).

Для объективности оценки роли методов обучения нами проводилось большое число опытов, различающихся использованием различных методов обучения, варьированием времени на аудиторную и самостоятельную работу студентов, характером организации самостоятельной работы, сроками проведения, числом участников и т. д. Требовалось соблюдать условие неизменности ряда других основных факторов: содержания образования и ряда организационно-педагогических условий. В этой связи различные серии опытов объединяло единство структуры учебных планов.

Особенностью экспериментальной методики было также:

– увеличение количества индивидуальных форм учебной работы и их рациональное сочетание с формами групповыми и фронтальными;

– широкое использование таких форм групповой работы, которые за счет элемента состязательности стимулируют проявление и развитие индивидуальных способностей студентов;

– в процесс формирования технологических компетенций каждого студента включались элементы исследовательской работы;

– максимальная индивидуализация обучения путем перевода студентов на «индивидуальные траектории» получения образования за счет перевода их на индивидуальные учебные планы и программы, что позволяло максимально дифференцировать теоретический материал, содержание педагогической и учебной практик, тематику и формы исследовательской работы;

– экспериментальная методика включала в себя разработку системы методических рекомендаций для занятий (прежде всего для руководства самостоятельной и учебно-исследовательской работой студентов), что обеспечивало оптимальную индивидуализацию образования и четкую организацию самостоятельной работы.

Под активизацией учебной работы студента мы понимали целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, в формировании умений и компетенций, применении их на практике. Исходя из разработанной концепции формирования компетенций будущих учителей, акценты в понимании активизации деятельности студентов (с опорой на уточненные цели вузовской подготовки) мы перенесли в сторону увеличения значимости технологической компетентности и компетенций.

Для активизации учебной деятельности студентов в процессе целенаправленного формирования компетенций шло соблюдение определенных педагогических условий. К ним относились: обеспечение единства образовательной и профессиональной задач процесса обучения; создание благоприятной учебной атмосферы; организация научного поиска и обеспечение эмоциональности обучения; динамичность, разнообразие методов, приемов и средств обучения, направленность их на развитие активной исследовательской деятельности студентов; педагогически правильное использование принципов дидактики; обеспечение регулярности, эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков (в особенности текущего контроля); систематическое, целенаправленное, педагогически правильное использование современных средств информационно-коммуникационных технологий; ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом внеаудиторных занятий и правильная организация их самостоятельной работы (графики самостоятельной работы, системы коллоквиумов, индивидуальные беседы и др.), использование разработанной нами системы учебно-познавательных задач.

Подтвердилась частная гипотеза, заключавшаяся в том, что активизация познавательной деятельности студентов в условиях педагогического вуза имеет не только процессуально-дидактическую, но и результативно-профессиональную значимость. Познавательная активность студентов облегчает подготовку к решению учебных задач, связанных с сообщением необходимой информации, выполнением учебных заданий и т. п., и одновременно способствует совершенствованию формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Очевидно, что отсутствие на занятиях ориентации студентов на развитие педагогической мотивации приводит впоследствии к неумению учителей формировать у школьников необходимые компетенции. Эффективность педагогической деятельности, к которой готовятся будущие учителя, возможна только при наличии познавательной потребности, интеллектуальной активности, сформированности индивидуальных компетенций, педагогической мотивации. Мы учили студентов методике использования различных способов формирования компетенций школьников, формировали у будущих педагогов соответствующие знания и компетенции не только во время специальных лекций, семинарских и практических занятий, но и в процессе всей учебной работы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Новое в образовании:

Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе
Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего. Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%. П ...

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru