Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 4

Наряду с проблемными лекциями вводились в практику так называемые редуцированные лекции («рабочие заседания»), интегрированные лекции. Интегрированные занятия реализуют дифференцированный подход к обучению, обеспечивают формирование у студентов потребности в знаниях, их практическом применении, осуществляют переход от познавательной мотивации к профессиональной. Студенты овладевают не только частными знаниями, но и важнейшими идеями, концептуальными знаниями.

Приведем примеры таких интегрированных лекций:

Лекция – дуэт на тему: «Машиностроительный комплекс. Современные технологии обработки материалов. Ресурсосберегающие технологии. Гибкие производственные системы» по курсу «Технология современного производства». Лекцию читали два преподавателя, специалисты в области технологии и экологии. Каждый из них по очереди, в соответствии с планом лекции осуществлял подачу содержания в форме, необходимой для усвоения и записи конспекта.

Лекция – дискуссия на тему: «Организация движения при перевозках грузов» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспорта», в которой три преподавателя вели дискуссию по технологическим и экономическим проблемам автоперевозок. В качестве «приглашенных» для участия в интегративной лекции выступали специалисты, ведущие дисциплины «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля» и «Предпринимательство и бизнес». В развернутой дискуссии принимали участие студенты, проводилась запись конспекта лекции.

Лекция – беседа на тему: «Задачи и основные направления автоматизации производства» по курсу «Обработка конструкционных материалов». Лекция строилась как диалог с участниками. Лектор со своими коллегами, ведущими дисциплины: «Радиоэлектроника и автоматика», «Технология современного производства», предлагают студентам теоретические вопросы. Студенты отвечали, основываясь на имеющихся теоретических знаниях и примерах из личного опыта, полученного в результате прохождения технологической практики. По завершении, ведущий лектор подводил итоги, делал выводы.

Лекция – консультация на тему: «Направления и методы совершенствования физико-механических и эксплуатационных свойств конструкционных материалов» по курсу «Материаловедение». Лекция начиналась с ответов студентов на заранее подготовленные вопросы, затем лектор излагал необходимые теоретические данные по теме лекции.

Лекция пресс-конференция на тему: «Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей» по курсу «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля». Читалась лектором по определенному темой кругу проблем. Затем студенты задавали вопросы, требующие дополнительного объяснения. Если лекцию читали два – три лектора, то ответы и вопросы разделялись на тематические блоки, соответствующие специализации преподавателей: «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Материаловедение», «Автоперевозки и организация работы автотранспорта».

Лекция на базе опорного конспекта на тему: «Изделие и его качество.

Взаимозаменяемость изделий. Допуски и посадки. Шероховатость поверхностей. Основы технических измерений» по курсу «Обработка конструкционных материалов». Позволяла лектору кратко и четко обосновать проблему и записать в виде опорных конспектов. Раскрывались междисциплинарные проблемы, касающиеся производственных и технологических процессов при изучении дисциплин: «Технология современного производства», «Основы строительного дела», «Материаловедение».

При подготовке и проведении таких лекций изменялись соответственно и функции преподавателей: создавались творческие группы для осуществления намеченных проектов. Основная задача ведущего лектора при этом оставалась прежней – подготовка и изложение основного материала по теме.

Было доказано, что организованные интегрированные занятия позволили осуществить междисциплинарные интегративные связи, систематизировать технологические знания, повысить эффективность учебного процесса.

В системе работы по формированию технологических компетенций выпускников особое место занимали межпредметные обзорные лекции и консультации. Например, лекция «Транспортировка грузов. Промышленный автотранспорт. Состояние и пути развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта» по курсам «Технологии современных производств», «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий», «Проектирование автотранспортных предприятий», позволяла согласовать вопросы по технологическим дисциплинам.

Внедрение разработанной системы значительно повысило эффективность подготовки студентов: на смену разрозненным, обрывочным знаниям и репродуктивному типу мышления пришли знания систематизированные, позволяющие формировать критически-творческий, технологический стиль мышления.

Организация учебной деятельности на лекции требует не только определенного умения педагога, но и специальной подготовки к ней студентов. Этому способствовало наличие учебной программы курса и разработанных учебно-методических пособий, с которыми студент мог ознакомиться в специализированных кабинетах, читальном зале, библиотеке или с их электронными версиями как в локальной сети университета, так и через глобальную сеть Internet.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru