Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 4

Наряду с проблемными лекциями вводились в практику так называемые редуцированные лекции («рабочие заседания»), интегрированные лекции. Интегрированные занятия реализуют дифференцированный подход к обучению, обеспечивают формирование у студентов потребности в знаниях, их практическом применении, осуществляют переход от познавательной мотивации к профессиональной. Студенты овладевают не только частными знаниями, но и важнейшими идеями, концептуальными знаниями.

Приведем примеры таких интегрированных лекций:

Лекция – дуэт на тему: «Машиностроительный комплекс. Современные технологии обработки материалов. Ресурсосберегающие технологии. Гибкие производственные системы» по курсу «Технология современного производства». Лекцию читали два преподавателя, специалисты в области технологии и экологии. Каждый из них по очереди, в соответствии с планом лекции осуществлял подачу содержания в форме, необходимой для усвоения и записи конспекта.

Лекция – дискуссия на тему: «Организация движения при перевозках грузов» по курсу «Автоперевозки и организация работы автотранспорта», в которой три преподавателя вели дискуссию по технологическим и экономическим проблемам автоперевозок. В качестве «приглашенных» для участия в интегративной лекции выступали специалисты, ведущие дисциплины «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля» и «Предпринимательство и бизнес». В развернутой дискуссии принимали участие студенты, проводилась запись конспекта лекции.

Лекция – беседа на тему: «Задачи и основные направления автоматизации производства» по курсу «Обработка конструкционных материалов». Лекция строилась как диалог с участниками. Лектор со своими коллегами, ведущими дисциплины: «Радиоэлектроника и автоматика», «Технология современного производства», предлагают студентам теоретические вопросы. Студенты отвечали, основываясь на имеющихся теоретических знаниях и примерах из личного опыта, полученного в результате прохождения технологической практики. По завершении, ведущий лектор подводил итоги, делал выводы.

Лекция – консультация на тему: «Направления и методы совершенствования физико-механических и эксплуатационных свойств конструкционных материалов» по курсу «Материаловедение». Лекция начиналась с ответов студентов на заранее подготовленные вопросы, затем лектор излагал необходимые теоретические данные по теме лекции.

Лекция пресс-конференция на тему: «Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей» по курсу «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля». Читалась лектором по определенному темой кругу проблем. Затем студенты задавали вопросы, требующие дополнительного объяснения. Если лекцию читали два – три лектора, то ответы и вопросы разделялись на тематические блоки, соответствующие специализации преподавателей: «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Материаловедение», «Автоперевозки и организация работы автотранспорта».

Лекция на базе опорного конспекта на тему: «Изделие и его качество.

Взаимозаменяемость изделий. Допуски и посадки. Шероховатость поверхностей. Основы технических измерений» по курсу «Обработка конструкционных материалов». Позволяла лектору кратко и четко обосновать проблему и записать в виде опорных конспектов. Раскрывались междисциплинарные проблемы, касающиеся производственных и технологических процессов при изучении дисциплин: «Технология современного производства», «Основы строительного дела», «Материаловедение».

При подготовке и проведении таких лекций изменялись соответственно и функции преподавателей: создавались творческие группы для осуществления намеченных проектов. Основная задача ведущего лектора при этом оставалась прежней – подготовка и изложение основного материала по теме.

Было доказано, что организованные интегрированные занятия позволили осуществить междисциплинарные интегративные связи, систематизировать технологические знания, повысить эффективность учебного процесса.

В системе работы по формированию технологических компетенций выпускников особое место занимали межпредметные обзорные лекции и консультации. Например, лекция «Транспортировка грузов. Промышленный автотранспорт. Состояние и пути развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта» по курсам «Технологии современных производств», «Автоперевозки и организация работы автотранспортных предприятий», «Проектирование автотранспортных предприятий», позволяла согласовать вопросы по технологическим дисциплинам.

Внедрение разработанной системы значительно повысило эффективность подготовки студентов: на смену разрозненным, обрывочным знаниям и репродуктивному типу мышления пришли знания систематизированные, позволяющие формировать критически-творческий, технологический стиль мышления.

Организация учебной деятельности на лекции требует не только определенного умения педагога, но и специальной подготовки к ней студентов. Этому способствовало наличие учебной программы курса и разработанных учебно-методических пособий, с которыми студент мог ознакомиться в специализированных кабинетах, читальном зале, библиотеке или с их электронными версиями как в локальной сети университета, так и через глобальную сеть Internet.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Роль мотивации при обучении говорению
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. Перед преподава ...

Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru