Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 1

Изменение цели образования в компетентностной парадигме привело к изменению всего образовательного процесса высшей школы.

Если в области содержания подготовки специалистов специфика предложенной концепции формирования технологической компетентности учителя заключалась в универсализации, интегративности и использовании модульной структуры, то в сфере методов обучения главное отличие экспериментальной системы – в практическом воплощении принципов личностно-ориентированного творческого подхода и профессионально-технологической направленности университетского обучения в сознательно моделируемой профессиональной среде. Это потребовало определения сущности и особенностей проблемного обучения в педагогическом вузе, эффективных условий создания и решения проблемных ситуаций, разработки дидактических основ классификации и использования познавательных задач по каждому предмету, характеристики форм и методов организации в учебном процессе университета научного поиска студентов, выявления новых форм активизации их учебной деятельности, определения специфики методики, используемой на разных этапах технологической подготовки, формирования технологических компетенций и технологической компетентности.

Проблема формирования профессиональных компетентностей учителя технологии в процессе обучения рассматривалась в плане определения влияния содержания и характера познавательной и практической деятельности на становление технологической компетентности будущего учителя.

В вузовском учебном процессе, с точки зрения его значения для формирования профессиональных, в т. ч. технологических компетенций студентов, мы выделили три основных компонента: первый – содержание образования; второй – обучающая и формирующая профессиональные компетенции студентов деятельность ученых-педагогов; третий – самостоятельная учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельность студентов, в которой при научной организации осуществляется формирование и развитие технологической компетентности будущих учителей.

Организация процесса обучения в вузе является одним из решающих факторов повышения эффективности формирования профессиональной компетентности будущих учителей, причем влияние этого фактора не является однозначным, как неоднозначно само явление обучения.

К разработке проблемы исследования мы подошли с позиций деятельностной теории обучения. Сущность деятельностного подхода его сторонники видят в том, чтобы, во-первых, построить познавательную и практическую деятельность обучающихся, адекватную целям обучения и закономерностям изучаемой действительности; во-вторых, целенаправленно управлять формированием этой деятельности сообразно законам усвоения ее содержания и форм.

В связи с этим под обучением в высшей школе мы понимаем целенаправленный (управляемый обществом), регламентированный Государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами процесс передачи и усвоения профессионально значимых знаний, умений, навыков и компетенций, основной целью которого является формирование у студентов компонентов профессиональных компетентностей, а также их постоянное качественное совершенствование.

Содержательный и процессуальный аспекты формирования профессиональных компетентностей на всех уровнях дополняли друг друга, составляя неделимое целое.

Основная педагогическая задача, выступающая как конечная цель технологического обучения, решалась путем преобразования обучения в самообучение и превращение регулируемых действий и поступков в саморегулируемое поведение, поэтому функции студента как субъекта действия носили доминирующий характер и проявлялись в творческой активности.

Мы считали, что относительно будущих учителей технологии вместе с познавательной деятельностью нужно говорить о технико-технологической деятельности, которая формирует технологическую компетентность студентов – будущих учителей.

Рядом ученых было доказано, что примерно один и тот же результат в формировании профессиональной компетентности учителя может быть достигнут как экстенсивными, так и интенсивными методами организации учебного процесса. Но экстенсивный путь развития учебного процесса, то есть включение как можно большего числа курсов и предметов в учебные планы и увеличение нагрузки студентов, все менее отвечает требованиям подготовки творческого учителя.

Отдельные положения развивающего обучения применяются и в высшей школе, однако, в крайне ограниченном объеме. Поэтому в экспериментальном обучении создавались условия, позволяющие студентам включаться в творческую деятельность, способствующую овладению способами самостоятельного поиска и усвоения знаний и методами научного познания.

Работа по созданию и проверке новой дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя проводилась на основе долгосрочной комплексной программы. Основными стадиями формирования этой программы были: 1) разработка целевой установки; 2) постановка проблем; 3) формулировка задач; 4) выработка заданий программы; 5) составление плана деятельности исполнителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Формирование познавательного интереса в обучении
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “Атак: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладыв ...

Последовательность этапов образовательной среды ВУЗа
Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации. Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Он ...

Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru