Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 7

– специальная компетентность – осуществление собственно профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – осуществление совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельности, сотрудничество, а также владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

А. В. Райцев под профессиональной компетентностью понимает совокупность определенных свойств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности и способностью к креативной деятельности, в которой человек максимально проявляет свои профессиональные и личностные качества. В содержание компетентности специалиста он включает следующие аспекты: – интеллектуальный – познавательная способность, раскрывающая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, к разумному поведению в проблемных ситуациях, адекватной постановке и эффективному достижению целей, выполнению задач, соблюдению норм предлагаемой деятельности; – практический – умения и навыки преобразовательной деятельности, владение на высоком уровне техникой и технологией труда; – ценностно-ориентированный, основанный на доминанте культурно-нравственных ценностей.

Повышение профессиональной компетентности длится всю сознательную жизнь учителя. Основа закладывается в студенческом возрасте при обучении в вузе. Проследить эту внутреннюю динамику и означает оценить его профессиональную компетентность, сделать прогноз профессионального роста.

В ряде работ по профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, Н. В. Матяш, О. М. Шиян) акцентируется внимание на приоритетном развитии деятельностного компонента в ее составе, а исследуемое понятие выступает «сложным, многомерным, психолого-педагогическим образованием, направленным на выполнение практических действий», «качественной характеристикой степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью» , «совокупностью умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач».

Схожий подход разрабатывался Д. М. Гришиным. По его мнению, «педагогическая компетентность представляет собой совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений учителя как субъекта педагогической деятельности, его способность практического использования этих умений в педагогической деятельности».

Выделение в составе профессиональной компетентности лишь деятельностного компонента (различные умения и способность реализации их на практике), на наш взгляд, является узким и недостаточным, поскольку остается вне поля зрения система знаний психолого-педагогического и предметно-методического цикла (гностический компонент), являющегося, по нашему мнению, семантическим определителем понятия «компетентность».

Подход А. И. Пискунова к проблеме профессионализма подготовки студента в педвузе не противоречит идее формирования его профессиональной компетентности. В содержание он включает инвариантную (ядро) и вариативную части, образующие некоторую совокупность, обладающую элементами целостности.

В подходе Е. М. Павлютенкова профессиональная компетентность трактуется как форма исполнения субъектом педагогической деятельности, «обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив) этого труда, свободным владением орудиями производства, соответствием конкретного предметного содержания труда, характера выполняемых работ субъективным, профессионально важным качествам учителя, его самооценке, трудолюбию». Компетентность и мастерство считаются рядоположенными понятиями, и мастерство учителя понимается как «наличие определенного уровня сформированности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также внутреннего мира личности, ее потребностей, ценностных ориентации, представлений о людях, самом себе, результатах собственной деятельности».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Вступительное слово учителя: Небольшая историческая справка: Задачами на разрезание увлекались многие ученые с древнейших времен. Решения многих простых задач на разрезание были найдены еще древними греками, китайцами, но первый систематический трактат на эту тему принадлежит перу Абуль-Вефа. Геоме ...

Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...

Особенности звуковой культуры речи детей 4-5лет
В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза. Четвертый год жизни о ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru