Однако сегодняшнее состояние образования и изменившийся характер самой педагогической деятельности требует кардинального пересмотра качества подготовки учителя, в том числе за счет внимания к формированию его педагогической компетентности и компетенций.
Формирование компетентности учителя основывается на принципах научности, непрерывности, систематичности, единства теоретической и практической подготовки.
Научность профессиональной подготовки педагога – это отражение в содержании психолого-педагогических и специальных дисциплин современных достижений науки, передового педагогического опыта, новых концепций обучения и воспитания и, безусловно, обучения студентов методам научно-педагогического исследования.
Принцип непрерывности обусловливает необходимость такого построения профессиональной подготовки будущих учителей, которое предусматривало бы систематическое изучение педагогических и специальных дисциплин в течение всех лет обучения студентов.
Принцип единства теоретических знаний и практических умений и навыков должен реализовываться при изучении всех блоков дисциплин и на всех этапах обучения: накопление фактов в процессе педагогической и учебных практик и осмысление их в процессе теоретических занятий по разным дисциплинам; изучение дидактики, теории и методики воспитания; применение их в процессе педагогической практики, изучения блока технических дисциплин, применение их на технологических практиках. Усвоение научной теории является необходимой предпосылкой практики, которая, в свою очередь, служит не только основой для закрепления первоначально полученных знаний, но и одновременно является исходной базой для дальнейшего осмысления и освоения теории. Однако это не единственное значение практики в формировании профессиональной компетентности учителя, она существенно влияет на мотивацию, решающим образом сказываясь на формировании мотивационно-ценностного отношения к освоению профессионально-значимых знаний. Единство теоретической и практической готовности настолько связано, что должно стать генеральной линией в целостном процессе формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов.
Мы поддерживаем идею о том, что целесообразнее соотносить профессиональную компетентность не с обучением, а с деятельностью. В деятельности складывается вся система общения людей: их взаимодействие, обмен опытом, приобретение знаний. В деятельности создается кооперация усилий, стимулирующая активность ее участников, а она, в свою очередь, служит стимулом их личностного развития и самосовершенствования.
Опишем существующие подходы к проблеме исследования профессиональной компетентности учителя, развиваемые учеными современной отечественной школы.
В основе социально-философского и этического исследования ценностей гуманитарного образования, проведенного Н. Х. Розов, лежит анализ европейской традиции философского обоснования образования.
Понятию «компетентность» Н. Х. Розов придает перспективный характер, связывая его с ассимиляцией новых открытий в содержании и с разработками, касающимися человеческого познания и практики. Компетентность представляется им как совокупность трех аспектов:
– смыслового, включающего адекватность осмысления ситуации в общем культурном контексте, т. е. в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки;
– проблемно-практического, обеспечивающего адекватность распознавания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке;
– коммуникативного, фокусирующего внимание на адекватном общении в различных ситуациях культурного контекста.
Человек имеет общекультурную компетентность, если он компетентен (в трех указанных выше аспектах) в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. В профессиональной компетентности главная роль отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной – смысловому и коммуникативному. В целом важны все три аспекта, так как гуманитарное (включая профессиональное) образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности.
Новое в образовании:
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...
Знакомство дошкольников с государственной символикой и гербом родного
города
В какой последовательности знакомить дошкольников с Государственной символикой и почему именно так? Предлагаю следующую последовательность в ознакомлении детей с символикой России: Государственный флаг России. Государственный гимн России. Герб Егорьевска Государственным герб России. Такая последова ...
Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...