Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 6

В одной из своих работ А. К. Маркова определяет профессиональную компетентность как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «компетентность» она связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов. Как видно из определения, основополагающим компонентом компетентности выступает операционально-деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности.

Таким образом существуют различные подходы к трактовке профессиональной компетентности учителя. Исходя из общего понимания компетенции и компетентности, С. Г. Молчанов интерпретирует понятие профессиональной компетентности как круг полномочий в сфере профессиональной деятельности.

Ю. В. Кайнова, Н. Н. Лобанова, А. К. Маркова, Е. В. Попова и другие подчеркивают наличие в профессиональной компетентности личностного компонента. Этими исследованиями профессиональная компетентность определяется как соотношение в реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой. Компетентность рассматривается как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, то есть сущность профессиональной компетентности выражается в степени связи объективного эталона профессиональной деятельности, отраженного в нормативных документах, с субъективными возможностями личности работника. Формирование профессиональной компетентности характеризуется, как процесс развития индивидуального своеобразия субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающий формирование индивидуальных способов самоутверждения в профессиональной среде.

При структурно-содержательном анализе профессиональной компетентности в качестве ее основных составляющих можно выделить три компонента: общепрофессиональную грамотность (необходимые знания), умения использовать имеющиеся знания в процессе деятельности и индивидуально-личностные качества, без которых немыслима компетентность специалиста. Но кроме указанных качеств профессиональную компетентность создают такие свойства, которые присущи человеку как уникальному явлению, проявляющему в профессиональной деятельности свой неповторимый индивидуальный стиль.

С позиций компетентностного подхода, личность специалиста рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «я» тесно связаны системой ценностей. Специалист выступает как человек, ориентированный на выполнение конструктивных социально-нравственных функций в обществе, как профессионал, обладающий своеобразными возможностями и способностями. Поэтому невозможно рассматривать профессиональную компетентность специалиста вне его индивидуальности, так как студент в процессе обучения усваивает необходимые знания, умения и навыки в личностном контексте, а овладеть профессиональным мастерством можно только на индивидуально-творческом уровне. Любые профессиональные знания, прежде чем воплотятся в деятельности, наполняются ценностными смыслами, становятся внутренним убеждением специалиста, частью его собственных оценочных и понятийных категорий, установок, поведенческих стереотипов. Профессионально значимые индивидуальные качества выступают как некое новообразование, в котором внешние характеристики и требования деятельности преобразуются, создавая индивидуальную неповторимость специалиста.

Каковы же виды и структура профессиональной компетентности? Одной из первых в специальной литературе данную проблему рассмотрела А. К. Маркова, которая выделила следующие виды профессиональной компетентности учителя:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Проблема детской субкультуры в контексте традиционной культуры
В 50-х годах ХХ века возрастает исследования детства, которые изучали чем дети одного народа, отличаются от другого, которые выросли в разных социокультурных средах. Были рассмотрены то, как дети усваивают культуру своего народа, особенности методов и средства воспитания народов. Обсуждалось роль т ...

Термины и понятия гражданского образования
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского образования. Системное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле граждан ...

Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru