Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 8

Достоинством данной дефиниции является признание значимости глубины знаний человека, уровня сформированности его умений, навыков, профессионально важных качеств его личности, акцентуация его внутреннего мира, ценностей, мотивов, интересов, рефлексии. Считаем не вполне корректным называть профессиональную компетентность формой исполнения субъектом своей педагогической деятельности; профессиональная компетентность – это личностное, глубинное образование человека, а не просто способ организации структурных элементов.

В исследовании Е. М. Павлютенкова предлагается структура профессиональной компетентности, включающая следующие сферы:

– потребностно-мотивационную (совокупность ценностных ориентации, социальных установок, потребностей, интересов, составляющих основу мотивов, – все то, что характеризует направленность личности);

– операционно-техническую (совокупность общих и специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств),

– сферу самосознания (оценка человеком своего знания, поведения, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа и деятеля).

Таким образом, для профессионального становления учителя необходимы такие условия организации его обучения, при которых реализация потребности «быть личностью» происходит в конкретной деятельности, точнее, в конкретной социальной ситуации. Поэтому формирование профессиональной компетентности происходит в процессе деятельности, являющейся «реальным базисом личности» и средством приобретения и роста профессионализма.

Представители третьего направления (Е. В. Арцишевская, М. К. Кабардов, А. И. Панарин и др.) рассматривают профессиональную компетентность с психологической точки зрения как характеристику личности учителя и вводят в ее содержание результативный компонент. Размышляя о проблеме разграничения понятий «способность» и «компетенция» (синонимом является для авторов и категория «компетентность»), они вводят в понятие «способность» оценочный критерий: « .потенциальные возможности и задатки, от которых зависят скорость, качество и уровень соответствующей компетенции». «Способность» в понимании психологов не отождествляется с «компетенцией», а является началом ее зарождения и становления. Под последней исследователи подразумевают «характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, степень владения, например, языком и речью» .

Стоит согласиться, что компетентность является показателем «сформированности необходимых навыков и умений, степенью их владения», но не «формой активности личности». Под формой понимается «внутренняя связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями», т. е. компетентный – это активный человек в определенной области знания. Мы считаем, что компетентность не может выступать формой активности, являющейся некой «оболочкой» явления или объекта, а также и характеристикой поведения личности, так как, согласно словарным данным, характеристика – это «описание, определение отличительных свойств, качеств кого-либо», но не само качество или свойство.

В русле данного (характерологического) направления развивает свои взгляды А. И. Панарин, считающий профессиональную компетентность «важнейшей характеристикой подготовленности учителя, совокупностью коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способностью и готовностью практически использовать эти умения в своей работе».

А. И. Панарин также сводит понимание профессиональной компетентности к совокупности ряда умений и не учитывает знания и осведомленность личности, что, по нашему мнению, является недостаточным. Использование термина «характеристика» мы считаем не вполне корректным.

В четвертом направлении (Р. Х. Шакуров и др.) профессиональная компетентность рассматривается как качество личности. Ученый понимает ее как очень важное качество учителя, с одной стороны, необходимое педагогу, принимающему непосредственное участие в обучении и воспитании учащихся, а с другой стороны, руководящему и оценивающему собственную и ученическую деятельность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...

Челябинская муниципальная реальная гимназия №18
Челябинская муниципальная реальная гимназия (ЧРГ) - бывшая средняя школа №18 города Челябинска Тульской области - была построена в 1965 году и ничем не отличалась от других (типовых) школ города. Положение стало меняться с 1987 года. 1987 - Школа первой в городе приобрела КуВТ “Электроника 86” и на ...

Психология групп
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru