Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 12

Проблема профессиональной компетентности педагога, как отмечают ученые, появилась вслед за теорией постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, П. Дракер, В. Л. Иноземцев), пропагандирующей признание личности как субъекта с активным творческим началом, способным структурировать субъект реальности себя и мира для организации и планирования своих действий.

Исследование показало, что в мировой образовательной практике понятие «компетентность» рассматривается в качестве центрального понятия, так как «компетентность, во-первых, объединяет в себе когнитивную и навыковую» составляющие образования; во-вторых, определяет формирование содержания образования «от результата»; в-третьих, обладает интегративной природой, «ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к различным сферам жизнедеятельности человека».

Анализ современных исследовательских подходов к изучению сущности понятий «профессиональная компетентность», «компетенции», «профессионализм» показал, что данная проблема активно изучается в настоящее время зарубежными и российскими учеными.

Наиболее сложным в связи с рассмотрением профессиональной компетентности учителя является вопрос о ее структуре. Различия, существующие в понимании сущности и содержания понятия «профессиональная компетентность педагога», обуславливают и различия в определении его структуры.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований по проблеме позволил сравнить точки зрения исследователей на структуру профессиональной компетентности учителя.

В основу данного исследования было положено понимание профессиональной компетентности педагога как интегративной характеристики, включающей в себя психолого-педагогические и специальные знания, приобретенный опыт их практической реализации, проявляющийся в единстве с личностными качествами.

Теоретический анализ существующих моделей профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе позволил представить структуру профессиональной компетентности педагога с выделением следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-ценностного, рефлексивно-регулятивного.

Профессиональная компетентность учителя базируется на фундаментальном научном образовании, эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности, владении ее технологиями, служит решающей предпосылкой решения педагогом культурно-образовательных задач и самореализации его личности. Мотивационный компонент детерминирован системой побудительных сил личности учителя, опредмеченых потребностей, притязаний, намерений и предложений, жизненных планов и сценариев, характеризует его субъектную социально-профессиональную позицию. Целеполагающий компонент включает в себя доминанту педагогического менталитета и мировоззрения учителя, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на гуманистические ценности педагогической деятельности, прежде на человека, ребенка, школьника. Содержательно-операционный компонент характеризует учителя как творца, исследователя, конструктора, технолога.

Параметрами профессиональной компетентности являются направленность деятельности специалиста и компетенции по ее осуществлению, выраженные показателями их содержания, структуры и действенности. Направленность определяет профессиональную значимость деятельности по реализации и восполнению компетентности, а компетенции – систему последовательно осуществляемых действий по решению профессиональных задач, основанных на синтезе теоретических и практических знаний. Выделяются компетенции общепедагогические и специальные, определяющие особенности деятельности учителя конкретной специальности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 


Новое в образовании:

Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...

Деловые игры
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетен ...

Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru