Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 12

Проблема профессиональной компетентности педагога, как отмечают ученые, появилась вслед за теорией постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, П. Дракер, В. Л. Иноземцев), пропагандирующей признание личности как субъекта с активным творческим началом, способным структурировать субъект реальности себя и мира для организации и планирования своих действий.

Исследование показало, что в мировой образовательной практике понятие «компетентность» рассматривается в качестве центрального понятия, так как «компетентность, во-первых, объединяет в себе когнитивную и навыковую» составляющие образования; во-вторых, определяет формирование содержания образования «от результата»; в-третьих, обладает интегративной природой, «ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к различным сферам жизнедеятельности человека».

Анализ современных исследовательских подходов к изучению сущности понятий «профессиональная компетентность», «компетенции», «профессионализм» показал, что данная проблема активно изучается в настоящее время зарубежными и российскими учеными.

Наиболее сложным в связи с рассмотрением профессиональной компетентности учителя является вопрос о ее структуре. Различия, существующие в понимании сущности и содержания понятия «профессиональная компетентность педагога», обуславливают и различия в определении его структуры.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований по проблеме позволил сравнить точки зрения исследователей на структуру профессиональной компетентности учителя.

В основу данного исследования было положено понимание профессиональной компетентности педагога как интегративной характеристики, включающей в себя психолого-педагогические и специальные знания, приобретенный опыт их практической реализации, проявляющийся в единстве с личностными качествами.

Теоретический анализ существующих моделей профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе позволил представить структуру профессиональной компетентности педагога с выделением следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-ценностного, рефлексивно-регулятивного.

Профессиональная компетентность учителя базируется на фундаментальном научном образовании, эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности, владении ее технологиями, служит решающей предпосылкой решения педагогом культурно-образовательных задач и самореализации его личности. Мотивационный компонент детерминирован системой побудительных сил личности учителя, опредмеченых потребностей, притязаний, намерений и предложений, жизненных планов и сценариев, характеризует его субъектную социально-профессиональную позицию. Целеполагающий компонент включает в себя доминанту педагогического менталитета и мировоззрения учителя, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на гуманистические ценности педагогической деятельности, прежде на человека, ребенка, школьника. Содержательно-операционный компонент характеризует учителя как творца, исследователя, конструктора, технолога.

Параметрами профессиональной компетентности являются направленность деятельности специалиста и компетенции по ее осуществлению, выраженные показателями их содержания, структуры и действенности. Направленность определяет профессиональную значимость деятельности по реализации и восполнению компетентности, а компетенции – систему последовательно осуществляемых действий по решению профессиональных задач, основанных на синтезе теоретических и практических знаний. Выделяются компетенции общепедагогические и специальные, определяющие особенности деятельности учителя конкретной специальности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 


Новое в образовании:

Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослаблен ...

Методы обучения говорению в малых группах
В современной методике используется большое количество методов обучения говорению на иностранном языке: прямой метод (экстремальное и умеренное направление), переводной, смешанный, аудиовизуальный, аудиолингвальный (неопрямизм), сознательно-практический, активный, суггестивный, сопоставительный, ко ...

Компьютерное обучение в начальных классах
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электрон ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru