Мы рассмотрели различные подходы к содержательному наполнению понятия «профессиональная компетентность учителя» и стремились обратить внимание на постепенное уточнение содержательной части указанной категории.
В нашем исследовании мы придерживаемся подходов А. И. Мищенко, понимающего профессиональную компетентность как «единство теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать», и Ю. В. Койновой, считающей профессиональную компетентность индивидуально-интегральной качественной характеристикой субъекта деятельности, целостным состоянием и готовностью личности к ее осуществлению. Готовность к деятельности является, на наш взгляд, составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на учебно-воспитательную деятельность, мировоззренческую зрелость, установки на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии воспитания детей.
Важное значение для нашего исследования имело уточнение ключевого определения изучаемого понятия, что позволило нам определить собственное понимание категории «профессионально-педагогическая компетентность». В нашем исследовании мы шли от понимания профессионально-педагогической компетентности как интегративного (системного) свойства личности учителя, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в педагогической работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов в авторско-проектируемой обучающей деятельности.
В соответствии со всеми определениями, приведенными в педагогической литературе, к педагогическим основам профессиональной компетентности педагогов мы относим систему взаимосвязанных целей, подходов, видов, компонентов, форм, методов, содержания образования, условий педагогической деятельности, дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Формирование будущего учителя происходит в педагогическом ВУЗе, поэтому и следует формировать учителя нового поколения именно со студенческой скамьи. Но с другой стороны, огромное большинство учителей уже включены в образовательный процесс и то образование, которое они получили 15–20–25 и более лет, еще не было акцентировано на формирование тех компетентностей, которые были сформулированы в современных документах системы образования.
В связи с этим задача формирования профессиональной компетентности разделяется на части: это формирование компетентности у студента педагогического ВУЗа, (что является предметом данного исследования) и у учителя, имеющего опыт педагогической деятельности и уже включенного в образовательный процесс школы.
Если рассматривать компетентность будущего учителя в рамках вузовского образования, то можно говорить о знаниях, умениях, навыках, способностях, то есть о готовности специалиста, как справедливо отмечает В. А. Сластенин. Компетентность уже состоявшегося учителя выражается в создании условий для самоактуализации, для совершенствования приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта. Компетентность рассматривается в этом контексте уже не как набор знаний, умений и навыков – базовые уже освоены, а как овладение новыми, причем первостепенное значение при этом приобретает феномен «само .». Компетентность формируется на основе индивидуальных особенностей педагога, выраженных в неповторимости его педагогического почерка. Она направлена на легкость и быстроту овладения новыми востребованными способами деятельности, определяющими успешность выполнения профессиональной деятельности.
Новое в образовании:
Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного
образования по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики: · Слабая интегрированность в детский коллектив; наличие серьезных рассогласований личностных и коллективных ценностей; низкий статус в группе – недостаточный авторитет среди товарищей и педагогов; трудности в общении; отсутствие мотивации к познанию и твор ...
Анализ эффективности экспериментальной
дидактической системы технологического образования студентов
Исследование эффективности экспериментальной дидактической системы осуществлялось с помощью использования методов наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, обобщения независимых характеристик, тестирования, рейтинговых оценок, путем непосредственного изучения педагогического опыта. Получ ...
Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма
для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...