Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 10

Мы рассмотрели различные подходы к содержательному наполнению понятия «профессиональная компетентность учителя» и стремились обратить внимание на постепенное уточнение содержательной части указанной категории.

В нашем исследовании мы придерживаемся подходов А. И. Мищенко, понимающего профессиональную компетентность как «единство теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать», и Ю. В. Койновой, считающей профессиональную компетентность индивидуально-интегральной качественной характеристикой субъекта деятельности, целостным состоянием и готовностью личности к ее осуществлению. Готовность к деятельности является, на наш взгляд, составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на учебно-воспитательную деятельность, мировоззренческую зрелость, установки на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии воспитания детей.

Важное значение для нашего исследования имело уточнение ключевого определения изучаемого понятия, что позволило нам определить собственное понимание категории «профессионально-педагогическая компетентность». В нашем исследовании мы шли от понимания профессионально-педагогической компетентности как интегративного (системного) свойства личности учителя, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в педагогической работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов в авторско-проектируемой обучающей деятельности.

В соответствии со всеми определениями, приведенными в педагогической литературе, к педагогическим основам профессиональной компетентности педагогов мы относим систему взаимосвязанных целей, подходов, видов, компонентов, форм, методов, содержания образования, условий педагогической деятельности, дидактическое обеспечение образовательного процесса.

Формирование будущего учителя происходит в педагогическом ВУЗе, поэтому и следует формировать учителя нового поколения именно со студенческой скамьи. Но с другой стороны, огромное большинство учителей уже включены в образовательный процесс и то образование, которое они получили 15–20–25 и более лет, еще не было акцентировано на формирование тех компетентностей, которые были сформулированы в современных документах системы образования.

В связи с этим задача формирования профессиональной компетентности разделяется на части: это формирование компетентности у студента педагогического ВУЗа, (что является предметом данного исследования) и у учителя, имеющего опыт педагогической деятельности и уже включенного в образовательный процесс школы.

Если рассматривать компетентность будущего учителя в рамках вузовского образования, то можно говорить о знаниях, умениях, навыках, способностях, то есть о готовности специалиста, как справедливо отмечает В. А. Сластенин. Компетентность уже состоявшегося учителя выражается в создании условий для самоактуализации, для совершенствования приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта. Компетентность рассматривается в этом контексте уже не как набор знаний, умений и навыков – базовые уже освоены, а как овладение новыми, причем первостепенное значение при этом приобретает феномен «само .». Компетентность формируется на основе индивидуальных особенностей педагога, выраженных в неповторимости его педагогического почерка. Она направлена на легкость и быстроту овладения новыми востребованными способами деятельности, определяющими успешность выполнения профессиональной деятельности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Мотивация орфографической работы
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех. Младшие школьники могут осознавать и далекие це ...

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когд ...

Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затрудне ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru