Мы рассмотрели различные подходы к содержательному наполнению понятия «профессиональная компетентность учителя» и стремились обратить внимание на постепенное уточнение содержательной части указанной категории.
В нашем исследовании мы придерживаемся подходов А. И. Мищенко, понимающего профессиональную компетентность как «единство теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать», и Ю. В. Койновой, считающей профессиональную компетентность индивидуально-интегральной качественной характеристикой субъекта деятельности, целостным состоянием и готовностью личности к ее осуществлению. Готовность к деятельности является, на наш взгляд, составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на учебно-воспитательную деятельность, мировоззренческую зрелость, установки на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии воспитания детей.
Важное значение для нашего исследования имело уточнение ключевого определения изучаемого понятия, что позволило нам определить собственное понимание категории «профессионально-педагогическая компетентность». В нашем исследовании мы шли от понимания профессионально-педагогической компетентности как интегративного (системного) свойства личности учителя, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в педагогической работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов в авторско-проектируемой обучающей деятельности.
В соответствии со всеми определениями, приведенными в педагогической литературе, к педагогическим основам профессиональной компетентности педагогов мы относим систему взаимосвязанных целей, подходов, видов, компонентов, форм, методов, содержания образования, условий педагогической деятельности, дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Формирование будущего учителя происходит в педагогическом ВУЗе, поэтому и следует формировать учителя нового поколения именно со студенческой скамьи. Но с другой стороны, огромное большинство учителей уже включены в образовательный процесс и то образование, которое они получили 15–20–25 и более лет, еще не было акцентировано на формирование тех компетентностей, которые были сформулированы в современных документах системы образования.
В связи с этим задача формирования профессиональной компетентности разделяется на части: это формирование компетентности у студента педагогического ВУЗа, (что является предметом данного исследования) и у учителя, имеющего опыт педагогической деятельности и уже включенного в образовательный процесс школы.
Если рассматривать компетентность будущего учителя в рамках вузовского образования, то можно говорить о знаниях, умениях, навыках, способностях, то есть о готовности специалиста, как справедливо отмечает В. А. Сластенин. Компетентность уже состоявшегося учителя выражается в создании условий для самоактуализации, для совершенствования приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта. Компетентность рассматривается в этом контексте уже не как набор знаний, умений и навыков – базовые уже освоены, а как овладение новыми, причем первостепенное значение при этом приобретает феномен «само .». Компетентность формируется на основе индивидуальных особенностей педагога, выраженных в неповторимости его педагогического почерка. Она направлена на легкость и быстроту овладения новыми востребованными способами деятельности, определяющими успешность выполнения профессиональной деятельности.
Новое в образовании:
Роль и актуальность знакомства с родным городом как средства
патриотического воспитания
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит св ...
Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ре ...
Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности
учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...