Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 11

В связи с этим и педагогические основы профессиональной компетентности будущего учителя и имеющего профессиональный опыт различаются в некоторых аспектах.

Основная цель педагогического образования в ВУЗе состоит в том, чтобы сформировать у будущего специалиста некоторые основы профессиональной компетентности, достаточные для:

– успешной профессиональной деятельности «сегодня»;

– саморазвития и самосовершенствования как личности и как профессионала.

Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность – сложный социально-педагогический феномен, требующий в рамках нашего исследования детализации и более конкретного исследования его структуры и содержания применительно к учителю технологии.

Традиционно «парадигма» рассматривается как понятие методологии науки, однако многомерность, противоречивость, постоянная изменчивость современной социокультурной среды обусловливают необходимость, с одной стороны, разработки альтернативных концепции образовательной практики, а, с другой стороны, их строгого методологического обоснования. Это позволяет ставить вопрос о возможности переноса парадигмального подхода и в область повседневной работы современных педагогов. Такой подход обеспечивает формирование новых механизмов объяснения образовательной практики на уровне ее методологии и теории.

Известно, что классификация парадигмального знания возможна по различным основаниям.

Разнообразие классификаций парадигм в педагогике приводит к выделению таких образовательных парадигм, как, например: когнитивно-информационная парадигма, личностная парадигма, культурологическая парадигма и др.

Мы считаем возможным выделять компетентностную парадигму, которая вырастает из прагматической, когнитивно-информационной парадигмы образования, ее сторонники настаивает на том, что ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций и компетентностей, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования. Стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.

Проблема совершенствования подготовки специалистов в области высшего педагогического образования обусловлена социально- политическими и экономическими условиями, состоянием духовной культуры общества, уровнем развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы, отражающей требования, выдвигаемые обществом к личности педагога.

Компетентностная парадигма в высшем образовании – это такой стиль организации учебного процесса, при котором общение между преподавателем и студентом должно быть направлено на формирование единства профессиональной и социальной компетентности студента как интегративной характеристики будущего специалиста. Это означает, что основным показателем измерения результатов обучения на всех уровнях высшего образования должна быть степень сформированности профессиональной и социальной компетентности по отдельности и в единстве.

Компетентностная парадигма требует качественно новой организации педагогического взаимодействия в высшей школе. Она утверждает новую организацию жизни университетской общности в целом. Ее полноценная реализация требует осуществления органической связи со всеми подходами, применяемыми в высшем образовании, а именно, с системным, комплексным, дифференцированным, деятельностным подходами. Основные требования этих подходов являются и требованиями компетентностной парадигмы.

В качестве ключевой задачи профессиональной подготовки учителя в настоящее время рассматривается формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность. Наличие ГОС ВПО-2, переход на ГОС ВПО-3 и реализация концепции Болонского соглашения позволяют говорить о создании такого комплексного понятия, которое объединяло бы знания (общие, предметные, специальные), навыки и умения осуществления профессиональной деятельности, качества личности, и, наконец, творческую самореализацию личности в жизненной и профессиональной сферах в соответствии с ее способностями и интересами.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...

Современное состояние изученности проблемы
К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования процесса технического творчества объектом изучения зачастую становился не человек с его индивидуальными особенностями (знаниями, способностями, одаренностью, уровнем развития психических процессов памяти, воображения, мышления, их взаимодействи ...

Пути повышения воспитательной роли примера
Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета учителем и родите ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru