Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Педагогика сегодня » Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии » Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Страница 1

Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования:

1) изолированное произнесение;

2) в слогах разной структуры (8 модулей);

3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);

4) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).

Инструкция: «Повтори за мной звуки».

[с] –

[с’] –

[з] –

[з’] –

[ц] –

Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’, х, х’, j].

Критерии оценки:

4 балла – правильно произносятся все звуки;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более трех звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.

Инструкция: «Повтори за мной».

Примечания: условные обозначения

С – согласный, Г – гласный, С N – звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с’, з, з’, ц].

1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы

2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$

3. С$ СN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

4. СN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

5. Г СN С$ - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков

6. Г С$ СN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г – АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы

Критерии оценки:

4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;

3 балла – искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;

2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;

1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);

0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).

3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).

сани сено

оса осень

нос неси

зубы Зина

коза вези

цепь конец

Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).

коса коза яйцо

оса зонт овца

сад заяц птица

сова язык цветы

сок замок боец

песок зубы певец

Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.

4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А. К. Марковой).

13 классов слов по А. К. Марковой:

1) двусложные слова с открытыми слогами (мука);

2) трехсложные слова с открытыми слогами (молоко);

3) односложные слова (дом, кот, дуб);

4) двусложные слова из открытого и закрытого слога (пенал);

5) двусложные слова со стечением согласных в середине (мышка);

6) двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (компот);

7) трехсложные слова с закрытым слогом (телефон);

8) трехсложные слова со стечением согласных (конфеты);

9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник);

10) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (морковка);

11) односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (хлеб, волк);

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе
Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего. Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%. П ...

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru