Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Педагогика сегодня » Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии » Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Страница 1

Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования:

1) изолированное произнесение;

2) в слогах разной структуры (8 модулей);

3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);

4) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).

Инструкция: «Повтори за мной звуки».

[с] –

[с’] –

[з] –

[з’] –

[ц] –

Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’, х, х’, j].

Критерии оценки:

4 балла – правильно произносятся все звуки;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более трех звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.

Инструкция: «Повтори за мной».

Примечания: условные обозначения

С – согласный, Г – гласный, С N – звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с’, з, з’, ц].

1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы

2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$

3. С$ СN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

4. СN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

5. Г СN С$ - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков

6. Г С$ СN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г – АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы

Критерии оценки:

4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;

3 балла – искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;

2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;

1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);

0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).

3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).

сани сено

оса осень

нос неси

зубы Зина

коза вези

цепь конец

Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).

коса коза яйцо

оса зонт овца

сад заяц птица

сова язык цветы

сок замок боец

песок зубы певец

Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.

4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А. К. Марковой).

13 классов слов по А. К. Марковой:

1) двусложные слова с открытыми слогами (мука);

2) трехсложные слова с открытыми слогами (молоко);

3) односложные слова (дом, кот, дуб);

4) двусложные слова из открытого и закрытого слога (пенал);

5) двусложные слова со стечением согласных в середине (мышка);

6) двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (компот);

7) трехсложные слова с закрытым слогом (телефон);

8) трехсложные слова со стечением согласных (конфеты);

9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник);

10) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (морковка);

11) односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (хлеб, волк);

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема внимания является одной из старейших психологических проблем. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходим ...

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru