Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Педагогика сегодня » Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии » Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой

Страница 2

12) двусложные слова с двумя стечениями согласных (клетка);

13) четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).

Инструкция 1:

«Повтори за мной слова».

Инструкция 2: «Назови эти картинки».

снеговик гвозди пуговица

гости мозаика кузнецы

пастух мимоза цветы

уксус незабудка птенцы

мосты гнездо ученица

Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.

5. Обследование возможности произнесения звука в предложении.

Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».

На суку спит сова.

У Сони новый самокат.

Сегодня дома вся семья.

Зина запускает змея.

Зоя ест изюм.

У всех птиц есть птенцы.

Птенцы едят гусениц.

В саду цветет акация.

Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения из значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка. 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.

Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».

Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть обследуемые звуки.

звукопроизношение ребенок дизартрия логопедический

В саду цветут цветы.

Собака сидит на цепи.

Сова сидит в гнезде.

Собака ест из миски.

Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом».

Кто сидит в будке? (собака)

Что делает певица? (поет песню)

На чем катаются дети зимой? (на санках)

Как назвать детенышей птиц? (птенцы)

Что стоит в вазе? (цветы)

Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.

В качестве иллюстрации приводим профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией (График №1 приложения).

Таким образом, методика диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией, разработанная и предложенная Е. Ф. Архиповой, включает в себя обследование возможности изолированного произнесения звука, в различных типах слогов, в словах и предложениях. При работе с детьми используются сюжетные и предметные картинки, а также различные слоги, слова и предложения, которые ребенок произносит отраженно, повторяя за логопедом. Проведение данной методики необходимо для планирования в дальнейшем правильной коррекционной работы с ребенком.

Для своевременного и правильного проведения коррекционно-логопедической работы необходима тщательная диагностика произносительной стороны речи ребенка. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии представляет особую сложность.

Основные методики, используемые для обследования звукопроизношения, были разработаны такими известными авторами, как В. А. Киселева, Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Л. С. Волкова, Л. И. Белякова и др.

При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. Следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Все речевые нарушения логопед фиксирует в индивидуальной речевой карте обследуемого ребенка.

В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении
В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема. Несмотря на достижения в этой области еще не создана целостная система проектирования и комплексного применения средств обучени ...

Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru