Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 3

Для исследования проблемы формирования практических компетентностей студентов определение категории профессионализма имеет существенное значение, так как именно практическая готовность к педагогической деятельности является критерием профессионализма педагога.

В структуре профессионализма педагогической деятельности мы выделяем составляющие его компоненты: 1) готовность и умение использовать систему знаний на практике, установка на будущую педагогическую деятельность; 2) компонент, обеспечивающий динамичность развития целостной системы компетентностей будущего педагога посредством справедливого самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся в процессе педагогического общения личностных недостатков и пробелов в необходимых для учителя знаниях. Иными словами, последнее выступает главным средством самоконтроля и самокоррекции профессиональной деятельности будущего учителя.

Определенный интерес для исследования нашей проблемы представляет научная работа М. А. Мануковой, в которой автор рассматривает готовность как психологическое новообразование личности, а также как важнейшую цель деятельности педвуза и один из конечных результатов этой деятельности. В работе теоретически обоснована и разработана система деятельности педвуза по формированию идейно-нравственной готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности, включающая педагогические условия и меры, обеспечивающие ее формирование, характеристику этапов этого процесса, критерии и показатели его эффективности, а также пути его совершенствования.

В. А. Сластенин на основе материалов многолетних наблюдений, анализа и обобщения опыта работы педагогических вузов раскрывает научное представление о сущности и творческом характере педагогической деятельности, об основных направлениях профессионального становления личности учителя, о путях его самовоспитания и самообразования.

Мы рассматриваем личность учителя как целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая социальную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность и сформированность его компетентности.

В монографии Н. В. Кузьминой «Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности» дан анализ мотивов педагогической деятельности, показан путь формирования удовлетворенности ею с прослеживанием механизма и последовательности развития профессионально значимых качеств личности в процессе его подготовки в вузе и в первые годы самостоятельной работы.

Показав, что весь набор педагогических умений можно объединить в пять основных компонентов – гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный, Н. В. Кузьмина раскрывает наиболее общие закономерности их функционирования в условиях педагогической деятельности.

А. И. Щербаков в работе «Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования» раскрывает закономерности становления характера, выработки у будущего учителя профессиональных умений и навыков в процессе практической деятельности. Автором на фактическом материале показан путь совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. Эффективность деятельности учителя, по его мнению, зависит от психологической и практической готовности учителя к педагогической деятельности, от особенностей его личности, Он показывает, что профессиональные качества, общественная мотивация деятельности учителя могут быть сформированы в стенах высшего учебного заведения.

Исследования С. Л. Рубинштейна, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова и других прочно утвердили в педагогике и психологии положение о том, что педагогическая деятельность относится к числу наиболее сложных и творческих.

Таким образом, можно сделать вывод, что в теории и практике педагогического образования накоплен многогранный и интересный опыт профессиональной подготовки учителя, многоаспектно-обобщенный в теоретических работах, монографиях, статьях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Формы межпредметных связей и методика их реализации
В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами. Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этом ...

Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов
Исследование эффективности экспериментальной дидактической системы осуществлялось с помощью использования методов наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, обобщения независимых характеристик, тестирования, рейтинговых оценок, путем непосредственного изучения педагогического опыта. Получ ...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru