Для исследования проблемы формирования практических компетентностей студентов определение категории профессионализма имеет существенное значение, так как именно практическая готовность к педагогической деятельности является критерием профессионализма педагога.
В структуре профессионализма педагогической деятельности мы выделяем составляющие его компоненты: 1) готовность и умение использовать систему знаний на практике, установка на будущую педагогическую деятельность; 2) компонент, обеспечивающий динамичность развития целостной системы компетентностей будущего педагога посредством справедливого самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся в процессе педагогического общения личностных недостатков и пробелов в необходимых для учителя знаниях. Иными словами, последнее выступает главным средством самоконтроля и самокоррекции профессиональной деятельности будущего учителя.
Определенный интерес для исследования нашей проблемы представляет научная работа М. А. Мануковой, в которой автор рассматривает готовность как психологическое новообразование личности, а также как важнейшую цель деятельности педвуза и один из конечных результатов этой деятельности. В работе теоретически обоснована и разработана система деятельности педвуза по формированию идейно-нравственной готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности, включающая педагогические условия и меры, обеспечивающие ее формирование, характеристику этапов этого процесса, критерии и показатели его эффективности, а также пути его совершенствования.
В. А. Сластенин на основе материалов многолетних наблюдений, анализа и обобщения опыта работы педагогических вузов раскрывает научное представление о сущности и творческом характере педагогической деятельности, об основных направлениях профессионального становления личности учителя, о путях его самовоспитания и самообразования.
Мы рассматриваем личность учителя как целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая социальную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность и сформированность его компетентности.
В монографии Н. В. Кузьминой «Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности» дан анализ мотивов педагогической деятельности, показан путь формирования удовлетворенности ею с прослеживанием механизма и последовательности развития профессионально значимых качеств личности в процессе его подготовки в вузе и в первые годы самостоятельной работы.
Показав, что весь набор педагогических умений можно объединить в пять основных компонентов – гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный, Н. В. Кузьмина раскрывает наиболее общие закономерности их функционирования в условиях педагогической деятельности.
А. И. Щербаков в работе «Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования» раскрывает закономерности становления характера, выработки у будущего учителя профессиональных умений и навыков в процессе практической деятельности. Автором на фактическом материале показан путь совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. Эффективность деятельности учителя, по его мнению, зависит от психологической и практической готовности учителя к педагогической деятельности, от особенностей его личности, Он показывает, что профессиональные качества, общественная мотивация деятельности учителя могут быть сформированы в стенах высшего учебного заведения.
Исследования С. Л. Рубинштейна, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова и других прочно утвердили в педагогике и психологии положение о том, что педагогическая деятельность относится к числу наиболее сложных и творческих.
Таким образом, можно сделать вывод, что в теории и практике педагогического образования накоплен многогранный и интересный опыт профессиональной подготовки учителя, многоаспектно-обобщенный в теоретических работах, монографиях, статьях.
Новое в образовании:
Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучен ...
Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...
Свойства древесины как материала
декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...