Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 3

Для исследования проблемы формирования практических компетентностей студентов определение категории профессионализма имеет существенное значение, так как именно практическая готовность к педагогической деятельности является критерием профессионализма педагога.

В структуре профессионализма педагогической деятельности мы выделяем составляющие его компоненты: 1) готовность и умение использовать систему знаний на практике, установка на будущую педагогическую деятельность; 2) компонент, обеспечивающий динамичность развития целостной системы компетентностей будущего педагога посредством справедливого самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся в процессе педагогического общения личностных недостатков и пробелов в необходимых для учителя знаниях. Иными словами, последнее выступает главным средством самоконтроля и самокоррекции профессиональной деятельности будущего учителя.

Определенный интерес для исследования нашей проблемы представляет научная работа М. А. Мануковой, в которой автор рассматривает готовность как психологическое новообразование личности, а также как важнейшую цель деятельности педвуза и один из конечных результатов этой деятельности. В работе теоретически обоснована и разработана система деятельности педвуза по формированию идейно-нравственной готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности, включающая педагогические условия и меры, обеспечивающие ее формирование, характеристику этапов этого процесса, критерии и показатели его эффективности, а также пути его совершенствования.

В. А. Сластенин на основе материалов многолетних наблюдений, анализа и обобщения опыта работы педагогических вузов раскрывает научное представление о сущности и творческом характере педагогической деятельности, об основных направлениях профессионального становления личности учителя, о путях его самовоспитания и самообразования.

Мы рассматриваем личность учителя как целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая социальную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность и сформированность его компетентности.

В монографии Н. В. Кузьминой «Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности» дан анализ мотивов педагогической деятельности, показан путь формирования удовлетворенности ею с прослеживанием механизма и последовательности развития профессионально значимых качеств личности в процессе его подготовки в вузе и в первые годы самостоятельной работы.

Показав, что весь набор педагогических умений можно объединить в пять основных компонентов – гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный, Н. В. Кузьмина раскрывает наиболее общие закономерности их функционирования в условиях педагогической деятельности.

А. И. Щербаков в работе «Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования» раскрывает закономерности становления характера, выработки у будущего учителя профессиональных умений и навыков в процессе практической деятельности. Автором на фактическом материале показан путь совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. Эффективность деятельности учителя, по его мнению, зависит от психологической и практической готовности учителя к педагогической деятельности, от особенностей его личности, Он показывает, что профессиональные качества, общественная мотивация деятельности учителя могут быть сформированы в стенах высшего учебного заведения.

Исследования С. Л. Рубинштейна, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова и других прочно утвердили в педагогике и психологии положение о том, что педагогическая деятельность относится к числу наиболее сложных и творческих.

Таким образом, можно сделать вывод, что в теории и практике педагогического образования накоплен многогранный и интересный опыт профессиональной подготовки учителя, многоаспектно-обобщенный в теоретических работах, монографиях, статьях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Информационные стенды
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им учебно-воспитательный процесс, передовые методы ...

Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...

Специфика урока немецкого языка
Урок немецкого языка - это логически законченная часть работы по обучению языку, главной целью которой является достижение определенных целей практического, общеобразовательного и воспитательного характера. Для достижения позитивного результата по выполнению этих целей необходимо сделать заранее сп ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru