Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 2

– потенциальная готовность решать задачи со знанием дела и пр.

Исследуя педагогическую компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям учителя, другие – усвоению профессиональных умений, третьи дополняют необходимые знания и умения определенными качествами личности учителя. Тем не менее, следует признать, что компетентность выступает одной из сторон и основой профессионализма в большей мере в связи с деятельностью педагога. Именно в деятельности осуществляется личностно-профессиональное развитие педагога, критерием которого, а также мерой совершенства в педагогической деятельности выступает уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности учителя. что такое кризис среднего возраста

В нашей концепции основополагающими для развития проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя являются положения, в которых ключевым понятием выступает личность как целостное, динамическое образование. Методологически важна трактовка личности на таком уровне развития человека, на котором его поступки детерминируются не только теми или иными внешними обстоятельствами, но ведущим оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми стратегическими установками, всем строем мотивационной сферы потребностей.

Проблема формирования профессионально значимых компетенций и компетентностей учителя является частью общей проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Опираясь на методологию системного анализа, исследователи справедливо рассматривают профессионально-педагогическую подготовку и формирование значимых компетентностей учителя как целостный педагогический процесс.

Профессиональные компетенции рассматриваются нами как совокупность устойчивых психолого-физиологических свойств и черт личности, выступающих как условие и фактор успешной профессиональной педагогической подготовки учителя. Профессионально значимые качества как психологический и педагогический феномен не могут быть рассмотрены отдельно от проблем психологии личности и психологии деятельности. В этой связи необходимо подчеркнуть значимость для нашего исследования работ по психологии личности Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, В. Г. Ковалева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы по исследованию проблем психологии деятельности К. А. Абульхановой-Славской, Т. С. Артемовой, Г. С. Батищева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Работы этих ученых легли в основу теоретической разработки основ профессионально-педагогической подготовки учителя, в частности, формирования технологической компетентности учителя.

Профессиональные компетенции тесно связаны с таким понятием, как профессионализм педагогической деятельности. Исследованию этой проблемы посвящена научная работа И. Д. Багаевой. Нельзя не согласиться с автором в том, что в сложившейся атмосфере непрестижности знаний, образованности, дефиците профессиональной компетентности и подлинной культуры проблема формирования профессионализма во всех сферах деятельности приобретает особую остроту и значимость. Разработка проблемы формирования ценностного отношения к профессионализму имеет важное экономическое (актуализирует педагогический потенциал), социальное (формирует профессионализм как нравственную ценность и ценностные отношения во всех сферах человеческой деятельности) и научное (служит средством познание интеллектуальных и профессиональных возможностей людей) значение, а ее исследование обусловлено необходимостью разрешения существующих противоречий между социальной потребностью в квалифицированном, глубоко компетентном учителе, способном к самостоятельному творческому решению профессиональных задач на основе социализации, профессионализации и персонификации личности; между все возрастающим творческим потенциалом педагогического производства и недостаточной практической готовностью выпускника вуза к овладению этим потенциалом; между уровнем теоретического знания и педагогических компетенций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя ...

Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru