Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Компетентности в структуре личности, педагогической деятельности и процессе профессионального развития учителя

Страница 2

– потенциальная готовность решать задачи со знанием дела и пр.

Исследуя педагогическую компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям учителя, другие – усвоению профессиональных умений, третьи дополняют необходимые знания и умения определенными качествами личности учителя. Тем не менее, следует признать, что компетентность выступает одной из сторон и основой профессионализма в большей мере в связи с деятельностью педагога. Именно в деятельности осуществляется личностно-профессиональное развитие педагога, критерием которого, а также мерой совершенства в педагогической деятельности выступает уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности учителя. что такое кризис среднего возраста

В нашей концепции основополагающими для развития проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя являются положения, в которых ключевым понятием выступает личность как целостное, динамическое образование. Методологически важна трактовка личности на таком уровне развития человека, на котором его поступки детерминируются не только теми или иными внешними обстоятельствами, но ведущим оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми стратегическими установками, всем строем мотивационной сферы потребностей.

Проблема формирования профессионально значимых компетенций и компетентностей учителя является частью общей проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Опираясь на методологию системного анализа, исследователи справедливо рассматривают профессионально-педагогическую подготовку и формирование значимых компетентностей учителя как целостный педагогический процесс.

Профессиональные компетенции рассматриваются нами как совокупность устойчивых психолого-физиологических свойств и черт личности, выступающих как условие и фактор успешной профессиональной педагогической подготовки учителя. Профессионально значимые качества как психологический и педагогический феномен не могут быть рассмотрены отдельно от проблем психологии личности и психологии деятельности. В этой связи необходимо подчеркнуть значимость для нашего исследования работ по психологии личности Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, В. Г. Ковалева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы по исследованию проблем психологии деятельности К. А. Абульхановой-Славской, Т. С. Артемовой, Г. С. Батищева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Работы этих ученых легли в основу теоретической разработки основ профессионально-педагогической подготовки учителя, в частности, формирования технологической компетентности учителя.

Профессиональные компетенции тесно связаны с таким понятием, как профессионализм педагогической деятельности. Исследованию этой проблемы посвящена научная работа И. Д. Багаевой. Нельзя не согласиться с автором в том, что в сложившейся атмосфере непрестижности знаний, образованности, дефиците профессиональной компетентности и подлинной культуры проблема формирования профессионализма во всех сферах деятельности приобретает особую остроту и значимость. Разработка проблемы формирования ценностного отношения к профессионализму имеет важное экономическое (актуализирует педагогический потенциал), социальное (формирует профессионализм как нравственную ценность и ценностные отношения во всех сферах человеческой деятельности) и научное (служит средством познание интеллектуальных и профессиональных возможностей людей) значение, а ее исследование обусловлено необходимостью разрешения существующих противоречий между социальной потребностью в квалифицированном, глубоко компетентном учителе, способном к самостоятельному творческому решению профессиональных задач на основе социализации, профессионализации и персонификации личности; между все возрастающим творческим потенциалом педагогического производства и недостаточной практической готовностью выпускника вуза к овладению этим потенциалом; между уровнем теоретического знания и педагогических компетенций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влиян ...

Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...

Нравственное воспитание ребенка
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому сод ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru