Методические элементы введения комбинаторики

Страница 4

Эйлер не мог решить эту задачу, а позднее в 1901 г. Математики доказали, что ортогональных латинских квадратов 6 x 6 не существует. И лишь в 1959 г. С помощью ЭВМ было обосновано, что для любого n, кроме 6, существует ортогональные квадраты размера n x n.

1

2

3

4

5

2

3

4

5

1

3

4

5

1

2

4

5

1

2

3

5

1

2

3

4

1

2

3

4

5

4

5

1

2

3

2

3

4

5

1

5

1

2

3

4

3

4

5

1

2

Рисунок 13

На рис.13 представлен вариант эйлеровых ортогональных латинских квадратов размером 5 x 5 для: а) 5 улан (обозначены цифрой 1); 5 драгун (обозначены цифрой 2); 5 гусар (обозначены цифрой 3); 5 кирасир (обозначены цифрой 4); 5 кавалергардов (обозначены цифрой 5); б) 5 генералов (обозначены цифрой 1); 5 полковников (обозначены цифрой 2); 5 майоров (обозначены цифрой 3); 5 капитанов (обозначены цифрой 4); 5 поручиков (обозначены цифрой 5).

Упражнения:

1. Подсчитайте число однобуквенных слов русского языка.

2. Перечислите знакомые виды:

1) четырехугольников;

2) треугольников.

3. Составьте всевозможные двухбуквенные слова, используя буквы:

1) т, в, ы;

2) н, о, а.

4. Подсчитайте, сколько среди букв А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К таких, которые имеют:

1) вертикальную ось симметрии;

2) горизонтальную ось симметрии.

5. Запишите первые двенадцать квадратных чисел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Классификация сказки и их специфика
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...

Этюд «Курочка-рябушечка»
(для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этюда потребуется: фланелеграф и картинка с изображением курочки. Ведущий выкладывает на фланелеграфе картинку курочки и читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы (приведены ниже) по содержанию. После этого нужно выучить с дет ...

Учение и учебная деятельность как составляющие обучения
Обучение, как уже отмечалось, – это целенаправленное и систематическое научение, позволяющее человеку присваивать различные духовные ценности. Однако это присвоение осуществляется в процессе собственной деятельности человека, формируя у него психические и личностные новообразования. Следовательно, ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru