Рисунок 6
Известно, что составлением магических квадратов увлекались в Древнем Китае несколько тысяч лет назад.
Магического квадрата размером 2 x 2 не существует. Существует единственный магический квадрат размером 3 x 3, внешне отличные от него варианты можно получить либо зеркальным отображением чисел относительно осей симметрии рассмотренного квадрата (их у квадрата 4, см. рис.7), либо поворотом на 900 вокруг центра квадрата (рис.8).
Рисунок 7 Рисунок 8
Пример 5. Составьте магический квадрат, полученный из квадрата, изображенного на рис.6:
зеркальным отображением клеток от горизонтальной оси симметрии квадрата;
поворотом клеток квадрата на 900 вокруг его центра против часовой стрелки.
С увеличением количества клеток, на которые разбит квадрат, увеличивается число возможных магических квадратов.
Например, число всевозможных магических квадратов размером 4 x 4 (с записью в его клетках чисел от 1 до 16 по оговоренным правилам) уже 880, а число магических квадратов размером 5 x 5 более 200 000.
Пример магического квадрата размером 4 x 4 приведен на рис.9.
16 |
3 |
2 |
13 |
5 |
10 |
11 |
8 |
9 |
6 |
7 |
12 |
4 |
15 |
14 |
1 |
Рисунок 9
Латинские квадраты
Латинскими называют квадраты размером n x n клеток, в которых записаны натуральные числа от 1 до n, причем таким образом, что в каждой строке и каждом столбце встречаются все эти числа по одному разу. На рис.10 приведен пример латинского квадрата размером 3 x 3.
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Рисунок 10
На рис.11, а изображены два латинских квадрата размером 4 x 4, которые имеют такую особенность: если один квадрат наложить на другой (например, второй квадрат считать сделанным из прозрачной бумаги и положить его на первый), то все пары образовавшихся двухзначных чисел (рис.11, б), будут различными. Такие пары латинских квадратов называют ортогональными.
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Новое в образовании:
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...
Школьная типография С. Френе
В качестве реальной базы детского труда, для обеспечения его социальной значимости и творческого потенциала, личной заинтересованности и коллективности С. Френе организует школьную типографию. Вместо того чтобы выучивать страницы учебников и выслушивать объяснения учителя, дети пишут «свободные тек ...
Композиционные связи моделей коллекции
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения; 2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей ...