Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности

Педагогика сегодня » Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста » Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности

Страница 1

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического раз­вития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда прине­сет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом пла­номерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобрази­тельные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания на­блюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, вы­делять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требо­вать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях раз­вития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный про­цесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Доизобразительный период в развитии способностей.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, ка­рандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и же­лания что - то изобразить. Этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изо­бразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движе­ниями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных дви­жений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возник­нуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесфор­менная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начер­ченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких - либо деталей: рук, ног, глаз – человеку, колес - машине и т.п.

Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопро­сы, помогает ребенку создать изображение, например: «Что ты нарисовал? Какой хороший круглый мячик! Нарисуй еще такой же».

Изобразительный период в развитии способностей.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Использование оригами в педагогических целях
Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами: -Развивает способность работать руками ...

Анализ сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы
Исследование проводилось в МОУ СОШ № 10 п. Светлогорск Туруханского района Красноярского края. Исследованием охвачено 27 школьников. Школа расположена в небольшом северном поселке с населением в 900 человек. Из-за низких температур, школу очень часто в зимнее время закрывают на актировки. До ближай ...

В. Осеева. Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - а мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - что же ты про ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru