— посттравматический синдром;
— логоневроз;
— психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
— отклонения интеллектуального и личностного развития;
— низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
— патохарактерологическое развитие личности;
— нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
— последствия перенесенного психического или физического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
— семейные проблемы, сложные жизненные условия;
— нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;
— проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;
— социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
В данном Центре реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями проживания в социуме.
Интересный и многообразный опыт социально-реабилитационной работы складывается в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.
Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков, у которых из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками, наметилась деформация ценностных и референтных ориентации, имеет место семейное неблагополучие.
Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресо-циализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус, преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Такие ресоциализирующие функции могут выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт работы таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб «Калейдоскоп» в Вятке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс «Лужники» в Москве (руководитель Ю.К. Берез-кин) и других показывает, что организация коллективов, выполняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Макаренко:
1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирую-щий коллектив.
2. Наличие перспектив развития — близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.
3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.
4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.
5. Преемственность и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.
Новое в образовании:
Мероприятия по улучшению условий труда
Для поддержания высокого уровня работоспособности на протяжении рабочего дня необходимо делать три кратковременных перерыва на отдых общей продолжительностью для первой смены 20 мин и для второй – 25 мин. Для подростков должно быть четыре регламентированных перерыва (всего 30 мин). Во время перерыв ...
Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...
Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности
школы №27 г. Кирова
Опытная работа проводилась в 4б классе школы №27 г. Кирова в 2007г. Главной целью опытной работы было проверить влияние некоторых форм и методов индивидуализации на развитие учащихся, используя такие показатели как обученность, познавательный интерес и возможности прохождения некоторых тем математи ...