6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.
7. И, наконец, воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.
Однако вместе с тем, учитывая, что досуговый центр строит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливающих привлекательность клубов в глазах подростков. Специфику социально-педагогической работы и ее огромные воспитательные возможности хорошо понимал один из первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, который создавал первые клубные детские объединения «Сетлемент» и «Бодрая жизнь» еще 1908 году. С.Т. Шацкий писал: «Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки.
.Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». Таким образом, организация клубного коллектива, с одной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вернее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимостью создания живой, естественной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими потребностями, обусловленными процессом активного формирования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализовывались на основе позитивно ориентированной деятельности в условиях здорового коллектива, что и представляет собой клуб.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные трудности, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.
В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.
Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.
Новое в образовании:
Урочная и внеурочная деятельность по информатике
как условия я обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы
Перед началом проведения уроков и мероприятий, учащимся было дано тестирование, которое являлось диагностикой уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся школы. По результатам диагностики для обогащения коммуникативной компетентности в экспериментальной школе были организованы у ...
Рисунок как часть графического искусства, виды рисунка, материалы
В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало ...
Взаимодействие школы и семьи
Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми утверждал Б. З. Фульфов. Взаимодействие людей в воспитательной системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Им ...