Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.
Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.
В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Таганрог и Псков. Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеобразовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относится к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.
Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. В качестве примера можно привести принципы и содержание деятельности Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы:
1. Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.
6. Направленность системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей.
7. Соблюдение прав детей и подростков, социального патро-нирования нуждающихся в особом внимании. Цели деятельности Центра следующие:
• осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;
• преодоление явлений школьной и социальной дезадапта-ции: развитие познавательного интереса;
• разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;
Новое в образовании:
Изучение новой внутренней позиции
Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, при ...
Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного
возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и л ...
Начальное образование
Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее п ...