Основные направления социальной работы с запущенными детьми

Педагогика сегодня » Социально-педагогическая запущенность детей в детском возрасте » Основные направления социальной работы с запущенными детьми

Страница 1

Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учи­телей, классного руководителя, администра­ции, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспи­танием по должности или из чувства челове­ческой солидарности. Можно выделить сле­дующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном уч­реждении:

Понятие «реабилитация» используется как в медико-соци­альном, так и психолого-педагогическом и социально-педаго­гическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - ком­плекс медицинских, педагогических, профессиональных, пси­хологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результа­те перенесенных заболеваний и травм, а также другими физи­ческими и психическими ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая ре­абилитация — комплекс мер социальной поддержки и диагно-стико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, инте­грированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-под­ростковой дезадаптации. В зависимости от характера и приро­ды выделяются три основных типа детско-подростковой дез­адаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, кото­рые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.

По сути дела речь идет о некоторых личностных психологи­ческих особенностях, затрудняющих социальную адапта­цию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, на­рушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в под­сознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как прави­ло, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфе­ре, их проблемы поведения носят психологический харак­тер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогичес­ким подходом применяют в семье и школе весьма эффектив­ные психокоррекционные техники и психосоциальные тех­нологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации систе­мы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориен­тации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых харак­терно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению про­фессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначи­тельна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рам­ках учебно-воспитательных учреждений, общеобразователь­ных школ, профессионально-технических училищ. По отно­шению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во вне­школьной и внеклассной деятельности, формирование профес­сиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для мо­лодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по ин­тересам, а также центры экстремальной социально-психологи­ческой помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Проблемы в типологии уроков немецкого языка
Во всём мире люди учат иностранные языки, чтобы иметь возможность общаться межу собой. От знаний иностранного языка зависят экономические, политические, туристические и другие связи. Без понимания народов соседних стран сложно развиваться в целом, как государству в целом, так и гражданину в частнос ...

Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...

Детские сады
Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в д ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru