Ежедневно, в течение всего периода смены, в каждом отряде проводилась диагностика успешности в форме групповой работы, в процессе которой каждый подросток формулировал свое мнение по поводу прожитого дня по критерию самореализации, предполагающему ранговую оценку по одному из трех уровней: «был успешен, реализовался на 100%»; «мог бы лучше»; «так себе, ничего не добился». После того как подросток озвучивал свою позицию, коллектив мог поддержать ее или опровергнуть, после чего итог заносился в таблицу, которая была оформлена в виде «Экрана успешности», где можно было наблюдать динамику индивидуального (горизонтально) и коллективного (вертикально) развития. Таким образом, на основе индивидуальной и групповой оценки подросток педагоги имели возможность отслеживать степень включенности каждого подростка в досуговую деятельность, его отношение к происходящему, эмоциональный настрой и по необходимости реагировать. Следует заметить, что положительная динамика успешности резко возрастала на основе индивидуальных и коллективных побед и приобретений подростков в различных видах деятельности и окончательно закреплялась в финальные дни смены.
Также, с целью анализа эффективности программы была разработана система фиксации хода и результатов эксперимента в виде дневников (см. Приложение №4), в которых подростки делали записи трижды за смену. В первый день смены подросткам предлагалось описать свои интересы и предпочтения. Как показало обобщение этих записей, на данном этапе основные интересы подростков были центрированы на пассивный отдых (развлечения, игры, в т.ч. компьютерные, кино и пр.), общение, обретение новых друзей, реализацию собственных интересов (художественно-творческих и спортивных).
После оглашения программы смены и презентаций кружков подросткам предлагалось во второй раз выразить свои желания и ожидания (мотивацию) на смену. Обобщение этих дневниковых записей показало, что имеет место динамика, сдвиг в ценностной мотивации. На первое место вышли такие мотивы как: получение новых знаний и умений в различных областях художественно-творческой деятельности (46%). Далее следовали: отдых, развлечения, положительные эмоции (45%); обретение друзей (32%); самореализация через физическую активность (22,5%); приобретение навыка коммуникативной деятельности (11%); желание проявить себя в отряде, лагере (социальная активность) выявили 10% детей.
В конце смены, в третий раз подростки заполняли дневники, что позволило объективно оценить окончательную картину мотивации деятельности и степень удовлетворенности ею. Эти записи касались оценки подростком меры реализации своих целей на смену. Из наиболее важных достижений на первом месте – приобретение новых знаний и умений в различных областях – 76%; на втором – физическое совершенствование (38%); на третьем – появление новых друзей (31%); 20% подростков отметили как достижение опыт общения, развитие своих коммуникативных навыков, приобретение авторитета среди сверстников и умения проявлять терпимость к окружающим. 15% важным достижением посчитали активное участие во всех мероприятиях, закрепление лидерских позиций, победы в различных играх, конкурсах и соревнованиях. Отдых, развлечения и положительные эмоции как достижения практически не рассматриваются, как важное приобретение отметили только 6% подростков.
Новое в образовании:
Психологический анализ структуры речевого нарушения
у дошкольников с общим недоразвитием речи
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой. зрительная память недоразвитие речь Речь являетс ...
Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет. Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, т ...
Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...