Таблица №1
Основные периоды смены в ДОЛ, их задачи и основные формы работы с подростками
Период |
Задачи |
Предлагаемые формы работы |
Организационный |
1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; 2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; 3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; 4. Определение места (статуса) в коллективе; 5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; 6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; 7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций |
1. Игры на знакомство 2. Экскурсия по лагерю 3. Игра на территории 4. КТД 5. Формы работы с группами переменного состава 6. Выбор названия и других отличительных особенностей отряда 7. Установление традиций в отряде |
Основной |
1. Моделирование ситуации успеха; 2. Предоставление свободы выбора; 3.Создание положительного эмоционального настроя; 4. Создание условий для активности подростка; 5.Поддержание положительного эмоционального настроя; 6.Организация взаимодействия; 7.Поддержание групповых норм |
1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников 2. Совместное планирование, проведение дел. 3. Организация равноправного диалога с детьми 4. Совместное обсуждение возникающих проблем |
Заключительный |
1. Организация подведения итогов смены; 2. Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.); 3. Реализация вышеперечисленных знаний и умений; 4. Организация личной рефлексии; 5. Организация групповой рефлексии |
1. Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение 2. Выставки творческих работ 3. Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям) |
Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.
Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:
Новое в образовании:
Роль коллективного анализа и
саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков
Для успешного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу. Понятие «педагогические условия» вызывает большое количество споров среди исследователей и по содержанию и по вопросам ...
Исторический аспект формирования логической культуры мышления
В современной педагогике и психологии существуют различные направления исследований становления логических структур мышления у детей. Вопрос формирования у школьников логической культуры первым поднял чешский педагог Я.А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений ...
Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...