Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха подростков эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период времени важным является не только решение задач оздоровления и отдыха подростков, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательного воздействия.

Принимая во внимание то, что каникулы в большей мере, чем учеба в школе, отвечают потребностям подростка в свободе, в свободном выборе интересной для него деятельности и в свободном развитии интересов, понимание того, что каникулы значительно отличаются от деятельности в школе, рождает потребность в педагогической организации каникул.

Проблема воспитания юных членов общества всегда привлекала внимание ученых и практиков. Но особо острое значение она приобретает в период изменения общественных структур и социально-экономических отношений.

Свойственные подросткам стремление к самоутверждению, становлению индивидуальности, уже не могут в полной мере реализовываться в условиях деятельности школы и других образовательных институтов. Необходима эффективная организация подросткового досуга в условиях системы дополнительного образования, и в частности, в условиях ДОЛ.

Свободное время – это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью.

Все больше исследований свободного времени подростков говорят о том, что современные подростки чаще выбирают пассивную форму проведения свободного времени, отсутствует культура досуга и навыки эффективной организации собственного свободного времени.

Максимальное количество свободного времени у подростков появляется летом, многие из них отправляются на отдых в загородные лагеря, однако ДОЛ не может удовлетворить все потребности подростка. Так, по результатам проведенного нами исследования (анкетирование), проведенного среди подростков ДОЛ, удалось выяснить, что 50% респондентов жалуются на однообразие общелагерных мероприятий; 32% – отмечают равнодушное отношение вожатых и острую нехватку камерных, внутриотрядных мероприятий, что помогло бы более тесному сплочению данного временного коллектива и улучшению в нем микроклимата; 18% – жалуются на нехватку секций по интересам.

Таким образом, в настоящее время организация качественно проводимого свободного времени подростков в ДОЛ является проблемой.

Актуальность проблемы изучения организации свободного времени подростка в условиях детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) определяется значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом данного социально-культурного учреждения, которое обеспечивает снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности. Это во многом определяется спецификой ДОЛ как социокультурной системы, предполагающей высокую вариабельность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности подростка в каникулярное время, привлечь необходимые кадровые, материально-технические и иные ресурсы. ДОЛ обладает также потенциалом обучения подростков основам организации собственного свободного времени и досуга.

Преобразования в сфере организации летнего отдыха детей и подростков, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, так как, с одной стороны, ряд детских оздоровительных лагерей начали перестройку своей работы, с другой – новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей. Данное противоречие во многом обусловлено как недостаточным теоретическим осмыслением ДОЛ как педагогической и социокультурной системы, так и условий, механизмов и форм оптимизации личностного развития подростка в условиях детского оздоровительного лагеря.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между воспитательными и социокультурными возможностями детского оздоровительного лагеря как социокультурной системы, с одной стороны, и степенью их реализации на практике – с другой.

Разрешение данного противоречия сдерживается недостаточным теоретическим осмыслением и методическим оснащением различных аспектов деятельности современного детского оздоровительного лагеря. Это актуализирует потребность в осуществлении специального исследования.

Целью данной работы является разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ.

Реализация цели исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда задач:

Выявить проблему формирования и развития личности детей в подростковый период.

Обосновать актуальность проблемы организации свободного времени подростков в условиях летнего лагеря.

Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.

Изучить практическую деятельность по организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ.

Объект исследования – детский оздоровительный лагерь как открытая педагогическая система и специфическая среда развития подростка.

Предмет исследования – свободное время подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования:

Детский оздоровительный лагерь, как социокультурная система, обладает значительными педагогическими ресурсами развития подростка, создавая дополнительные по отношению к другим социальным институтам условия, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личностного становления.

Эффективная организация свободного времени в условиях ДОЛ возможна на основе включения личности каждого подростка в культурно-досуговую общность, содержание деятельности которой будет выстраиваться на взаимодополняемости процессов социализации и самореализации личности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития личности ребенка в детском оздоровительном лагере затрагиваются в ряде педагогических исследований О.С.Газмана, И.П.Иванова, Н.Б.Крыловой, С.А.Шмакова и др.. Проблемы социализации и социального воспитания детей, подростков и юношества в сфере организации досугового времени подростков представлены в трудах А.В.Мудрика, Б.А.Титова, Д.И.Фельдштейна, А.Б.Фоминой, и др. Разработки концепций и программ деятельности, в т.ч. детского оздоровительного лагеря, представлены в трудах Л.В.Байбородовой, Г.М.Бирженюка, Л.М.Бузыревой, С.Н.Возжаева, Е.И.Возжаевой, А.П.Маркова, Л.Г.Нещерет, М.И.Рожкова, Ю.Н.Тарана и др. Специальные вопросы методики организации летней работы и прикладной педагогики содержатся в работах С.П.Афанасьева, Ю.Н.Григоренко, С.В.Каморина, К.Поломиса и др. Характеристика социально-профилактических аспектов работы в молодежной и подростковой среде, обоснование условий реализации воспитательного потенциала досуга содержится в трудах С.Л.Рубинштейна, И.И.Соковни, Б.А.Титова, Г.И.Щукиной и др.

В процессе исследования использовался комплекс методов исследования, адекватных решаемым задачам и специфике предмета научного анализа: теоретические (обобщение психологических, педагогических, социокультурных и др. подходов к изучаемому феномену, синтез эмпирического материала, моделирование), эмпирические (наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, опрос), опытно-экспериментальная работа.

База исследования – загородный детский оздоровительный лагерь «Радуга» с Санниково Алтайского края с 21 июня по 11 июля 2008 г.

ДОЛ «Радуга» находится недалеко от г. Барнаула, небольшой, но очень уютный. Преимуществом лагеря является слаженность и постоянство педагогического коллектива, квалифицированные вожатые. Лагерь рассчитан на 200 детей (6 отрядов). На территории лагеря находятся: бассейн, танцплощадка, зал ЛФК и хореографических занятий, библиотека, спортивная площадка, неподалеку речка. В ДОЛ действуют кружки: изготовление мягкой игрушки, восточные и современные танцы, театральный, журналистский и др. Традицией является организация туристических походов и выезды в Горный Алтай на 3 дня.


Новое в образовании:

Психолого-педагогические основы обучения орфографии
Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторе ...

Понятие и классификация интерактивных досок
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на ...

Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи
В последних исследованиях зарубежных специалистов в области профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также ведущих западных социологов, психологов, педагогов подчеркивается, что большинством молодых людей ХХI в. практически утеряна основная часть полезных семейных и бытовых навыков. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru