Изменения в социально-политической, экономической ситуации в стране, модернизация современного образования, процессы, происходящие в детском и молодежном движении, заставляют организаторов досуга уделять более пристальное внимание проблемам организации свободного времени подрастающего поколения, в том числе по организации отдыха, оздоровления и занятости подростков
Изучением свободного времени занимаются такие науки, как педагогика, психология, философия, культурология. Труды психологов, философов и педагогов свидетельствуют о том, что только в социальной среде, в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется его личность. Свойственные подросткам стремление к самоутверждению, становлению индивидуальности уже не могут в полной мере реализовываться в условиях деятельности официальных воспитательных институтов и во многом этот дефицит «компенсируется» негативными явлениями со стороны различных неофициальных структур.
Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время – все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В этом смысле организация свободного времени выступает фактором развития личности, социальных институтов и общества в целом.
В последнее десятилетие социологи и педагоги обращают внимание на проблему неразвитости досуга подростков.
Данные о досуге свидетельствуют о том, что основная масса современных подростков предпочитает свой досуг посвящать развлечениям, чаще пассивным, реже активным. Досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, лишь незначительная часть подростков посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Свободное время как предмет теоретического и эмпирического изучения лежит в нескольких областях знания. Прежде всего, свободное время является предметом социологии рекреации. Свободное время исследовали следующие авторы: Струмилин С.Г., Гастев А., Брагинский Л.Н., Михеев В., Грушин Б., Пруденский Г.А.и Патрушев В.Д., Гордон Л.А.и Клопов Э.В., Артемов В.А. Гвоздева Г.П., Новохацкая О.
Однако, следует отметить, что в работах по исследованию свободного времени упоминалась структура свободного времени молодежи, подростков, но без учета специфики данной группы, без учета формирования личности подростка и опасности возможной деградации личности в период досуга.
Вообще, молодежная проблематика и в частности вопрос о свободном времени подростков, разрабатывается в рамках такой области социологического знания, как социология молодежи.
Особенно актуальным сейчас становится изучение ценностных ориентаций молодых людей. Прежде всего, это связано с тем, что ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности, определяя ее социальную и нравственную значимость для развития общества. В современной России, переживающей последствия изменения политического строя и типа хозяйствования, еще нет единой устоявшейся системы ценностей и норм социального взаимодействия. И во многом выработка новой системы социальных отношений зависит от современного молодого поколения, а именно, подростков, выпускников школ, личность которых находится в процессе формирования. Развитие личности подростка на данном этапе очень важно. Оканчивая школу, он вступает в новую стадию социальной активности, переходит в сферу самостоятельной жизни, где необходимо делать выбор самому, опираясь на собственные установки и ценностные ориентации, оценивать собственное поведение, опыт, объективные возможности.
Новое в образовании:
Организация уроков оригами
Цели: Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий. Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей. Воспитательные: ц ...
Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого восп ...
Понятие о формах организации педагогического процесса
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "фо ...