СКД представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп подростков приоритетную сферу социализации личности, формирование ее культуры. В ней реализуются установки субъекта, формируется особый субкультурный пласт жизнедеятельности личности. В последнее время заметно возросло количество досуговых структур, ориентированных на оказание специфических услуг.
Для полноценного раскрытия проблемы организации досуга подростков в летний каникулярный период, более подробно рассмотрим функции, задачи и особенности досуга подростков.
У детского и подросткового досуга существует четыре параметра: пространство времени, пространство места, структура и содержание, и кадры – организаторы досуга детей.
В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой подростком в свободное время деятельности. Ее необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных. интеллектуальных, коллективистских и т.п.) ее сторон, задатков, способностей подростка. Досуг может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным н творческим; опережающий (изыскательская перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).
По содержанию досуг подростков можно разделить на ряд принципиальных групп:
Первая группа связана с функцией восстановления различных сил подростка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, формированием духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная).
Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, дискотеки и т.д.).
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей [выездные лагеря, смотры, конкурсы и т.п.),
В сфере досуга постоянно изменяется иерархия интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенком.
Подростковый досуг несет в себе следующие потенциалы:
1. В досуговой деятельности подростки сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что делает досуг сферой активного самовоспитания: «Будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.»
2. Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости.
3. Досуг предоставляет подросткам «пределы самостоятельности и трудности», и они их преодолевают, а значит – растут. Творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит, если каждый досуговый тренинг подводит к грани возможностей. Побеждает в жизни тот, кто научился побеждать себя, свой страх, свою неуверенность.
Новое в образовании:
Программа работы социального педагога с родителями
Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей. Пояснительная записка Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспита ...
Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...
Принцип компьютеризации обучения
Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидакти ...