Организация свободного времени подростков средствами СКД

Страница 5

СКД представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп подростков приоритетную сферу социализации личности, формирование ее культуры. В ней реализуются установки субъекта, формируется особый субкультурный пласт жизнедеятельности личности. В последнее время заметно возросло количество досуговых структур, ориентированных на оказание специфических услуг.

Для полноценного раскрытия проблемы организации досуга подростков в летний каникулярный период, более подробно рассмотрим функции, задачи и особенности досуга подростков.

У детского и подросткового досуга существует четыре параметра: пространство времени, пространство места, структура и содержание, и кадры – организаторы досуга детей.

В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой подростком в свободное время деятельности. Ее необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных. интеллектуальных, коллективистских и т.п.) ее сторон, задатков, способностей подростка. Досуг может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным н творческим; опережающий (изыскательская перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

По содержанию досуг подростков можно разделить на ряд принципиальных групп:

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил подростка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, формированием духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, дискотеки и т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей [выездные лагеря, смотры, конкурсы и т.п.),

В сфере досуга постоянно изменяется иерархия интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенком.

Подростковый досуг несет в себе следующие потенциалы:

1. В досуговой деятельности подростки сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что делает досуг сферой активного самовоспитания: «Будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.»

2. Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости.

3. Досуг предоставляет подросткам «пределы самостоятельности и трудности», и они их преодолевают, а значит – растут. Творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит, если каждый досуговый тренинг подводит к грани возможностей. Побеждает в жизни тот, кто научился побеждать себя, свой страх, свою неуверенность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Комплекс упражнений при обучении говорению в малых группах
Разработка и прогнозирование проблемно речевой ситуации и управление ее развитием осложняются тем, что алетернативы выбора возникают и постепенно формируются в самом процессе речемыслительного поиска. Организующая роль учителя состоит в том, чтобы подойти вместе с учащимися к конечной ситуации. Уча ...

Путешествие по радуге
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы». Задачи: - совершенствовать навыки двигательной активности детей; - формировать умения управлять своей деятельностью, определять ее реальность; - развив ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru