Организация свободного времени подростков средствами СКД

Страница 5

СКД представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп подростков приоритетную сферу социализации личности, формирование ее культуры. В ней реализуются установки субъекта, формируется особый субкультурный пласт жизнедеятельности личности. В последнее время заметно возросло количество досуговых структур, ориентированных на оказание специфических услуг.

Для полноценного раскрытия проблемы организации досуга подростков в летний каникулярный период, более подробно рассмотрим функции, задачи и особенности досуга подростков.

У детского и подросткового досуга существует четыре параметра: пространство времени, пространство места, структура и содержание, и кадры – организаторы досуга детей.

В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой подростком в свободное время деятельности. Ее необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных. интеллектуальных, коллективистских и т.п.) ее сторон, задатков, способностей подростка. Досуг может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным н творческим; опережающий (изыскательская перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

По содержанию досуг подростков можно разделить на ряд принципиальных групп:

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил подростка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, формированием духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, дискотеки и т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей [выездные лагеря, смотры, конкурсы и т.п.),

В сфере досуга постоянно изменяется иерархия интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенком.

Подростковый досуг несет в себе следующие потенциалы:

1. В досуговой деятельности подростки сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что делает досуг сферой активного самовоспитания: «Будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.»

2. Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости.

3. Досуг предоставляет подросткам «пределы самостоятельности и трудности», и они их преодолевают, а значит – растут. Творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит, если каждый досуговый тренинг подводит к грани возможностей. Побеждает в жизни тот, кто научился побеждать себя, свой страх, свою неуверенность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформирован ...

Теоретические основы обучения учащихся прикладным художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru