СКД представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп подростков приоритетную сферу социализации личности, формирование ее культуры. В ней реализуются установки субъекта, формируется особый субкультурный пласт жизнедеятельности личности. В последнее время заметно возросло количество досуговых структур, ориентированных на оказание специфических услуг.
Для полноценного раскрытия проблемы организации досуга подростков в летний каникулярный период, более подробно рассмотрим функции, задачи и особенности досуга подростков.
У детского и подросткового досуга существует четыре параметра: пространство времени, пространство места, структура и содержание, и кадры – организаторы досуга детей.
В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой подростком в свободное время деятельности. Ее необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных. интеллектуальных, коллективистских и т.п.) ее сторон, задатков, способностей подростка. Досуг может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным н творческим; опережающий (изыскательская перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).
По содержанию досуг подростков можно разделить на ряд принципиальных групп:
Первая группа связана с функцией восстановления различных сил подростка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, формированием духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно- исследовательская, прикладная).
Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, дискотеки и т.д.).
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей [выездные лагеря, смотры, конкурсы и т.п.),
В сфере досуга постоянно изменяется иерархия интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенком.
Подростковый досуг несет в себе следующие потенциалы:
1. В досуговой деятельности подростки сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что делает досуг сферой активного самовоспитания: «Будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.»
2. Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости.
3. Досуг предоставляет подросткам «пределы самостоятельности и трудности», и они их преодолевают, а значит – растут. Творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит, если каждый досуговый тренинг подводит к грани возможностей. Побеждает в жизни тот, кто научился побеждать себя, свой страх, свою неуверенность.
Новое в образовании:
Методологические основы современных подходов к технологическому
образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя
Для характеристики исходных теоретико-методологических основ исследования мы обратились к философской, социально-политической и психолого-педагогической литературе, раскрывающей требования к учителю и его подготовке, в частности, технологической, закономерностям и принципам формирования творческой ...
Методы как сохранить успешность
Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центр ...
Детские сады
Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в д ...