Организация свободного времени подростков средствами СКД

Страница 3

• в качестве синонима свободного времени;

• как свободная (нерабочая) деятельность;

• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).

Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время – это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». По утверждению Г. П. Орловой, это время предназначено для развития умственных и физических способностей, а также удовлетворения социальных потребностей. В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще всего рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т. д.

Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, – это не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научиться. «Досуг – это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых».

Следует обозначить две составляющие свободного времени как пространства для развития личности. Это свободный выбор и субъективное восприятие досуговой деятельности. В силу того, что индивид не выбирает в абстрактных условиях его выбор нельзя назвать абсолютно свободным. Выбор производится в определенных внешних условиях и зависит от индивида лишь постольку, поскольку посредством выбора индивид удовлетворяет ту или иную потребность. От потребностей, прежде всего, от уровня их развития зависит восприятие индивида той или иной деятельности. А развитие потребностей индивида во многом обусловлено уровнем созданных возможностей, качеством внешних условий.

Другими словами, подростки воспринимают, а значит, и выбирают разную деятельность в качестве отдыха в зависимости от рода потребностей и рекреационных установок, которые определяют форму времяпрепровождения. Наиболее приоритетные для человека виды досуговой деятельности говорят о развитии его потребностей.

Ниже приведена структура деятельности, выделенная в соответствии с характером потребностей:

1. Деятельность, направленная на удовлетворение материальных и бытовых потребностей (включая: труд в домашнем хозяйстве и дополнительную работу за плату – работа в общественном производстве (временная, почасовая, сезонная и т.п.) или работа вне общественного производства и обслуживания (производство товаров на продажу, оказание услуг частным лицам за плату и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...

Распределение функциональных обязанностей при проведении диагностики
Врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей. Наличие или отсутствие заболеваний у ребенка определяют врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляются клиническ ...

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru