Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 1

Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Социокультурное пространство образовательного учреждения – ДОЛ является учреждением дополнительного образования – представляет собой особым образом организованную территорию, на которой осуществляется обучение, воспитание, развитие ребенка, а также профессиональная самореализация и развитие педагогических кадров, совершенствование педагогической компетентности родителей. Содержательный смысл понятия «социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры.

Степень развитости социокультурного пространства образовательного учреждения определяется тем, какую часть детей близлежащего социума охватывает его образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она развивает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы связи между его компонентами и в какой мере они придают целостность этому пространству, влияют на эффективность процесса социализации подрастающего поколения.

Социокультурное пространство ДОЛ формируют специфические для него виды деятельности. Структурно в своем современном виде дополнительное образование детей представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.

Культурно-досуговая деятельность является весьма значимым звеном работы ДОЛ, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы ДОЛ нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих подростков практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.

Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью ДОЛ? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) – праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.

Более пристальный анализ места и роли культурно-досуговой деятельности, ее реального статуса в ДОЛ, а также всего многообразия современных деятельностных форм в системе дополнительного образования детей показывает, что практическая реализация культурно-досуговой деятельности сопровождается рядом проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения.

Так, одной из основных проблем является то, что образовательных программ разработаны соответствующие федеральные требования, которые периодически обновляются; в отношении программ культурно-досуговых ни о каком подобном официальном документе до сих пор нет и речи. За редким исключением[35], практически отсутствуют и научные разработки в отношении данного блока деятельности ДОЛ и необходимого ему программно-методического обеспечения.

Многолетние наблюдения за подростками, а также социологические исследования их потребностей и интересов показывают, что спектр привлекательных для подрастающего поколения способов приложения их сущностных сил весьма широк и не исчерпывается только образовательной деятельностью в рамках учебных групп.

Неудовлетворенность специалистов понятием культурно-досуговая деятельность (далее – КДД) вполне объяснима.

Во-первых, если под КДД понимать, как это обычно и делается, преимущественно массовые мероприятия типа праздников, фестивалей, театрализованных действий и т.п. и относить именно их к числу досуговых форм, в отличие от образовательной деятельности детей в ДОЛ, то получается, что последняя является для детей обязательной (как и учеба в школе), а не свободно избранной ребенком сферой его жизнедеятельности. Это следует из содержания понятия досуг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Личность
Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биолог ...

Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не ...

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru