Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 3

Чтобы адекватно использовать понятие социально-культурной деятельности в сфере дополнительного образования детей и понять ее роль и место в социокультурном пространстве современного ДОЛ, необходимо структурировать СКД и определить, тем самым, ее содержание в системе ДОЛ.

На наш взгляд, структурно СКД в системе ДОЛ может быть представлена следующими компонентами:

Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы – именно то, что сегодня обычно и называют культурно-досуговой деятельностью УДОД).

Рекреативно-оздоровительная деятельность, осуществляемая в каникулярное время.

Массовые досуговые мероприятия (массовые досуговые программы)

Данный компонент СКД наиболее проработан в организационно-методическом плане, поэтому на его характеристике можно остановиться подробнее.

Существует ряд отличий, присущих любой массовой досуговой программе, и состоят они в следующем:

содержание такой программы реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий (дел);

овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и подростками в досуговое время;

источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

в ходе реализации массовой досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) воспитанников – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

Целесообразно разобраться в том, каковы основные типы массовых досуговых программ. Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца творчества юных А.Б. Гальченко. За основу классификации взяты два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 6 типов программ:

разовая игровая программа;

конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

игра-спектакль;

театрализованная игра;

зрелище;

праздник;

длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Подростки включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый подросток почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить подростков играм, показывать приемы организации игры.

С особым интересом подростки воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие подростковой аудитории.

Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей.

Разнообразные примеры подвижных и спокойных игр, которыми можно воспользоваться при составлении разовых игровых программ, собраны и обработаны сотрудниками отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Механизм самоорганизации образовательной среды
Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоо ...

Обучение и познание
В процессе обучения происходит развитие ребёнка. Исходя из этого, делается вывод, что основной задачей обучения является не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие у него определенных способностей, то есть нужно научить ребёнка наблюдать, мыслить, анализировать увиденное. Кроме того, определённы ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru