Чтобы адекватно использовать понятие социально-культурной деятельности в сфере дополнительного образования детей и понять ее роль и место в социокультурном пространстве современного ДОЛ, необходимо структурировать СКД и определить, тем самым, ее содержание в системе ДОЛ.
На наш взгляд, структурно СКД в системе ДОЛ может быть представлена следующими компонентами:
Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы – именно то, что сегодня обычно и называют культурно-досуговой деятельностью УДОД).
Рекреативно-оздоровительная деятельность, осуществляемая в каникулярное время.
Массовые досуговые мероприятия (массовые досуговые программы)
Данный компонент СКД наиболее проработан в организационно-методическом плане, поэтому на его характеристике можно остановиться подробнее.
Существует ряд отличий, присущих любой массовой досуговой программе, и состоят они в следующем:
содержание такой программы реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий (дел);
овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и подростками в досуговое время;
источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;
в ходе реализации массовой досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) воспитанников – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
Целесообразно разобраться в том, каковы основные типы массовых досуговых программ. Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца творчества юных А.Б. Гальченко. За основу классификации взяты два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 6 типов программ:
разовая игровая программа;
конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
игра-спектакль;
театрализованная игра;
зрелище;
праздник;
длительная досуговая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Подростки включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый подросток почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить подростков играм, показывать приемы организации игры.
С особым интересом подростки воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие подростковой аудитории.
Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей.
Разнообразные примеры подвижных и спокойных игр, которыми можно воспользоваться при составлении разовых игровых программ, собраны и обработаны сотрудниками отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве подростков.
Новое в образовании:
Роль и актуальность знакомства с родным городом как средства
патриотического воспитания
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит св ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...
Экспериментальное изучение учебной деятельности и отношения к ней учащихся
1-го класса с нарушением интеллекта
С целью изучения особенностей учебной деятельности учащихся первого класса коррекционной школы VIII вида нами были использованы следующие методики. Материал: шесть карточек со схематичным изображением фигур. Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов в ...