Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 2

Вспомним, что досуг – это совокупность форм деятельности в свободное время, т.е. время, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека. Это время, остающееся у человека после выполнения его профессионально-трудовых (учебных) и семейных обязанностей, удовлетворения санитарно-гигиенических, физиологических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Тито, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании – формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк – любое «культовое» для данных возрастных групп место; в то же время существенно назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить подростков соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – и образовательная, и культурно-досуговая деятельность. При этом первая выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, вторая – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.

Таким образом, в строгом смысле слова к досуговым (т.е. свободно избранным) формам следовало бы отнести не только КДД, но и образовательную деятельность детей, реализуемую в ДОЛ.

Во-вторых, понятие КДД (при всем обилии входящих сюда празднично-игровых форм) не покрывает того многообразия видов деятельности, которые реально осуществляются детьми в современных ДОЛ и в которых реализуется весь спектр социально-педагогических функций ДОЛ. Для обозначения данного многообразия хорошо подходит понятие социально-культурная деятельность, охватывающее «деятельностное поле» ДОЛ за рамками его образовательного блока.

Содержательные составляющие категории социально-культурная деятельность (далее – СКД) убедительно раскрыты В.Е. Триодиным.

Ядром СКД является деятельность – форма активного отношения к окружающему миру по его целесообразному изменению. Понятие социальная означает следующее. Главным признаком социального является взаимодействие, т.е. не изолированное существование людей друг от друга. При этом взаимодействие носит свободный характер: осуществляется по свободному выбору индивида, без давления извне и внешнего принуждения; сам человек действует со знанием и учетом объективных закономерностей, прав и свобод других людей; имеет реальный спектр возможностей для выбора. Понятие культурная в составе СКД подчеркивает, что в данной деятельности человека присутствует значимая ценность (культурная ценность).

Таким образом, социально-культурная деятельность – это свободное взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются сами люди, отношения между ними, окружающий их мир.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Понятие, сущность и функции лидерства в подростковом возрасте
В психолого-педагогической науке сложилось несколько подходов к проблеме лидерства, которые принципиально различаются по позиции относительно вопроса происхождения данного феномена. Поскольку разработка теорий лидерства шла отдельно в зарубежной и отечественной психологии, то и анализировать основн ...

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...

Современные критерии оценки игр и игрушек
Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку. Игрушка с самого раннего детства представляется в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности ребенка (если с ним никто не играет или он не видит игр других) она является лишь объекто ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru