Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.
Можно выделить ряд специфических особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);
разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).
Длительные досуговые программы особенно популярны в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.
В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.
Приведенная классификация массовых досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского и подросткового досуга. Могут быть и другие подходы. Однако ценность предложенной А.Б. Гальченко классификации не подлежит сомнению, поскольку степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.
Рекреативно-оздоровительная деятельность
В системе ДОЛ накоплен немалый опыт организации работы с детьми в каникулярный период. В копилке этого опыта сегодня можно найти:
планы проведения лагерных смен;
тематические программы (нередко связанные единой сюжетной линией) как на отдельные смены, так и на весь период работы лагеря);
программы деятельности городских летних лагерей дневного пребывания, организованных при школах и УДОД.
Отличительная особенность рекреативно-оздоровительного блока в составе СКД – сочетание в нем мероприятий релаксационного и развлекательного характера с образовательной составляющей.
В ДОЛ реализуются программы, включающие описание всего цикла организации каникулярного отдыха детей (от нормативной базы до кратковременных образовательных программ, рассчитанных на переменный состав, и сценариев досуговых мероприятий).
В централизованном порядка сегодня издается обширная литература в помощь организаторам каникулярного отдыха детей: это ежегодный тематический номер (№3) журнала «Народное образование», годовое приложение к журналу «Внешкольник» под названием «Скоро каникулы», журналы «Детский досуг» и «Вожатый века» и др.
Таким образом, предложенная структура социально-культурной деятельности в сфере ДОЛ показывает, что в содержании социально-культурной деятельности находится весьма обширное поле самореализации подростка; с другой стороны, большинство конкретных видов деятельности в рамках СКД в той или иной степени связаны с образовательной и воспитательной деятельностью, а, следовательно, имеют выраженный образовательно-воспитательный потенциал.
Новое в образовании:
Декоративный натюрморт
декоративность натюрморт обучение учащийся Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные пред ...
Основные цели и типы домашних заданий, требований к ним
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем ...
Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...