Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 5

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд специфических особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Длительные досуговые программы особенно популярны в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация массовых досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского и подросткового досуга. Могут быть и другие подходы. Однако ценность предложенной А.Б. Гальченко классификации не подлежит сомнению, поскольку степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

Рекреативно-оздоровительная деятельность

В системе ДОЛ накоплен немалый опыт организации работы с детьми в каникулярный период. В копилке этого опыта сегодня можно найти:

планы проведения лагерных смен;

тематические программы (нередко связанные единой сюжетной линией) как на отдельные смены, так и на весь период работы лагеря);

программы деятельности городских летних лагерей дневного пребывания, организованных при школах и УДОД.

Отличительная особенность рекреативно-оздоровительного блока в составе СКД – сочетание в нем мероприятий релаксационного и развлекательного характера с образовательной составляющей.

В ДОЛ реализуются программы, включающие описание всего цикла организации каникулярного отдыха детей (от нормативной базы до кратковременных образовательных программ, рассчитанных на переменный состав, и сценариев досуговых мероприятий).

В централизованном порядка сегодня издается обширная литература в помощь организаторам каникулярного отдыха детей: это ежегодный тематический номер (№3) журнала «Народное образование», годовое приложение к журналу «Внешкольник» под названием «Скоро каникулы», журналы «Детский досуг» и «Вожатый века» и др.

Таким образом, предложенная структура социально-культурной деятельности в сфере ДОЛ показывает, что в содержании социально-культурной деятельности находится весьма обширное поле самореализации подростка; с другой стороны, большинство конкретных видов деятельности в рамках СКД в той или иной степени связаны с образовательной и воспитательной деятельностью, а, следовательно, имеют выраженный образовательно-воспитательный потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Организация опытно-практической работы по исследованию влияния сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
В результате имеющихся теоретических знаний мы приступили к реализации поставленных задач, чтобы доказать верность выдвинутой гипотезы. Для этого провели опытно-экспериментальную работу, которая проходила на базе ДОУ №56 «Ромашка» с дошкольниками подготовительной группы. Эту работа проводилась в пе ...

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание ра ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru