Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 5

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд специфических особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Длительные досуговые программы особенно популярны в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация массовых досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского и подросткового досуга. Могут быть и другие подходы. Однако ценность предложенной А.Б. Гальченко классификации не подлежит сомнению, поскольку степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

Рекреативно-оздоровительная деятельность

В системе ДОЛ накоплен немалый опыт организации работы с детьми в каникулярный период. В копилке этого опыта сегодня можно найти:

планы проведения лагерных смен;

тематические программы (нередко связанные единой сюжетной линией) как на отдельные смены, так и на весь период работы лагеря);

программы деятельности городских летних лагерей дневного пребывания, организованных при школах и УДОД.

Отличительная особенность рекреативно-оздоровительного блока в составе СКД – сочетание в нем мероприятий релаксационного и развлекательного характера с образовательной составляющей.

В ДОЛ реализуются программы, включающие описание всего цикла организации каникулярного отдыха детей (от нормативной базы до кратковременных образовательных программ, рассчитанных на переменный состав, и сценариев досуговых мероприятий).

В централизованном порядка сегодня издается обширная литература в помощь организаторам каникулярного отдыха детей: это ежегодный тематический номер (№3) журнала «Народное образование», годовое приложение к журналу «Внешкольник» под названием «Скоро каникулы», журналы «Детский досуг» и «Вожатый века» и др.

Таким образом, предложенная структура социально-культурной деятельности в сфере ДОЛ показывает, что в содержании социально-культурной деятельности находится весьма обширное поле самореализации подростка; с другой стороны, большинство конкретных видов деятельности в рамках СКД в той или иной степени связаны с образовательной и воспитательной деятельностью, а, следовательно, имеют выраженный образовательно-воспитательный потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Краткая история гимназии №54 г. Челябинска
История гимназии восходит к 60-м годам 20-го века, когда 1 сентября 1957-го года была открыта средняя общеобразовательная школа №54 города Челябинска. В 1976 году для школы было построено новое здание. Одна из особенностей работы школы в этот период состояла в существовании двух профильных спортивн ...

Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результ ...

Урок «игра-соревнование» «цифиркин спрашивает»
Задачи: расширять кругозор детей; развивать смекалку и логическое мышление. Оборудование: публикации детских газет и журналов. Ход соревнования: Дети делятся на 3 команды и представляют себя и своих капитанов. Ведущий. Вести соревнование будет магистр математических наук профессор Цифиркин. Входит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru