Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, надо знать о некоторых тонкостях в их подготовке и проведении. Например, при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить подростков возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность подростков должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона. Основная задача КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Другой пример конкурсно-игровых программ – чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
Игра-спектакль.Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, молодые школьные учителя. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Богатый опыт в проведении такого рода игр накоплен в учреждениях дополнительного образования детей, и школьные педагоги с успехом могут использовать его.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
Разнообразные сценарии сюжетных игр можно найти в педагогических журналах, в том числе адресованных работникам дополнительного образования, классным руководителям: «Образование в современной школе», «Народное образование», «Классный руководитель», «Внешкольник», «Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей: региональный опыт», «Дополнительное образование», «Вожатый века» и других.
Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).
Очень важно воспитать у подростков зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы воспитанники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.
Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех подростков. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
приветствия, презентации, церемонии,
гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления,
физкультурные праздники,
тематические недели, тематические дни и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше подростков включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Традиции праздничной игровой культуры, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей, необходимо активно использовать в ДОЛ.
Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель.
Новое в образовании:
Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего
школьного возраста
Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах. Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бег ...
Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма
для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...
Принцип развития, как эволюционно-динамический анализ
возникновения дефекта
Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупрежд ...