Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов:
1. Проведение диагностики.
2. Распределение по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим некоторые из них.
Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты данного разделения:
Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения " детей;
Появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
Повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление детей по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд "слабых" переводятся "неординарные дети".
Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики, можно давать задания детям, учитывая особенности каждой группы.
Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:
группы |
особенности группы |
задания |
Визуал |
Тихий, послушный, успешно учится, любит конструктор, компьютер; равнодушен к животным; зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе. |
-задания предлагать в виде записей писать карточки ярко, красиво давать задания: найти что-то в учебнике самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод |
Аудиал |
Много говорит; легко вступает в контакты; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к угадываниям. |
-вызвать к доске во время математического диктанта прочитывать задание вслух учителю или родителям давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить что-либо другу |
Кинестетик |
Очень подвижен; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать, очень любит животных, отлично развит вкус. |
Давать задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, модели - рование, пересчет предметов |
Новое в образовании:
Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослаблен ...
Работа с родителями
На родительском собрании психолог может сделать сообщение о важности и необходимости развития творческих способностей детей. Психолог может оказать родителям неоценимую помощь, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности, матери ...
Учащиеся вспомогательной школы как объект и субъект исследования
На базе вспомогательной школы-интернат №10 проводилось исследование по выявлению состояния биологических знаний учащихся с умственной отсталостью. Эксперимент проходили в несколько этапов по двум разделам: Исследование состояния знаний школьников по разделу "Птицы" непосредственно после и ...