На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся.
Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы приобщения учащихся к национально-культурным ценностям имеют работы отечественных и зарубежных ученых (П.П. Блонского, Я. Коменского, М.В. Ломоносова, И. Пестолоцци, Ж. Руссо, Л.Н. Толстого), внесших свой вклад в разработку вопросов обучения и воспитания, учитывающих национальные особенности. К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского С.Т. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей.
Как никогда актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского о том, что ещё "недавно мы старались во всем подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству. А мы её-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины". Не менее великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.
По вопросам общей и возрастной психологии наше исследование опирается на фундаментальные труды: Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьеа, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф Ломова, Н.А.Понамарева, Д.В.Эльконина и др. Особое значение имели работы педагогов и ученых, связанных с исследованием проблемы формирования и развития интересов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, B.C. Мухиной, Н.Г Морозовой, Г.И. Щукиной, А.К. Марковой, Е.Г. Кандаш и др.
Необходимость использования разных форм народного творчества для образовательных и воспитательных целей нашла свое отражение в школьных программах 20-х годов, когда некоторые виды прикладных художественных работ стали изучать на занятиях по изобразительному искусству. С 60-х годов вышеназванные работы стали связывать также с трудовой деятельностью учащихся и включать в содержание трудового обучения школьников.
Целесообразность использования прикладных художественных работ в трудовом обучении школьников объясняется их большим влиянием на гуманизацию трудового обучения, разностороннее развитие учащихся, способствующее выявлению и развитию творческих способностей к художественно-прикладным видам работ, росту познавательного интереса к национальной культуре, формированию национального самосознания учащихся.
Существенное влияние на психическое развитие человека оказывают материальная и духовная культура, меняющаяся в ходе общественно-исторического процесса.
Человеческая психика развивается в деятельности; от содержания деятельности зависит развитость психических процессов, на основе которых осуществляется формирование самосознания (в том числе и национального) а также эстетическое, нравственное, трудовое воспитание.
Этнокультурному развитию учащихся способствует включение в процесс их обучения разнообразных видов деятельности с использованием традиционных форм народного творчества. Это создание изделий по народным мотивам, применение народных игр и забав, праздников народного календаря, оптимальное воздействие которых на формирование личности учащегося достигается при их комплексном использовании.
Политехническому развитию учащихся способствует выполнение ими заданий по составлению технологических карт для изготовления прикладных художественных изделий, экскурсии в музеи декоративно-прикладного искусства, на предприятия художественной промышленности и т.д.
В процессе поиска варианта содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в основу отбора и систематизации учебного материала, направленного на создание школьниками изделий, пользующихся спросом на рынке товаров и услуг, положены следующие требования:
• значимость содержания в плане политехнического и этнокультурного развития учащихся:
• направленность содержания учебного материала на активизацию познавательной деятельности;
Новое в образовании:
Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде "лабораторной" работы. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300м ...
Моделирование процессов и явлений компетентностного
подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...
Интерпретация полученных результатов
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, был проведен контрольный эксперимент.На данном этапе исследования решались задачи:1. Определение уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп ( методика Е. Торренса «Неполные фигуры»).2. Проведение сравнительного а ...