Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 1

Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат усвоения систематизированных знаний по общим научным основам современного производства, формирование умений и навыков, необходимых для обращения с орудиями труда, наиболее распространенными в различных отраслях производственной деятельности, а также качеств личности, позволяющих ориентироваться во всей системе общественного производства, формирование навыков анализа проблем и путей их решения, воспитание любви к изобретательству .

Для разрешения возникших противоречий и более глубокого погружения в проблему мы анализировали типологическую общность социально-исторических ситуаций, что позволило выявить смысловые подобия современных проблем в свете соответствующего исторического наследия. В первой половине прошлого века в России появляется понятие «монотехнизм». Монотехнизм (от греч. polis – один), направление педагогической мысли 20-х гг. XX в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования. Монотехнизм возник как антоним политехнизму (от греч. polis – многий), по сути своей не являясь противоположным по значению. Главной заслугой, да и, пожалуй, главным «проступком» монотехнистов, за который они и были подвержены обструкции со стороны политехнистов, была критика теоретических основ политехнического образования, прежде всего за отрыв его от конкретного труда. Более того, монотехнисты «замахнулись» на тезис К. Маркса о политехнизме, выражая предположение, что он может быть ошибочен с точки зрения недостаточного «отехничевания» процесса обучения. Действительно К. Маркс указал, что при обучении естественным и прикладным наукам необходимо соединять это обучение с производительным трудом. Такое образование К. Маркс называл политехническим, или технологическим, которое по его определению «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает учащемуся навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Монотехнический подход к содержанию образования заключался в сокращении общеобразовательного цикла и его практической направленности. По существу, это было более чем оправдано в определенных социально-экономических условиях, в условиях кризиса квалифицированной рабочей силы и неспособности школы решить данную проблему в рассматриваемый период. Даже В.И. Ленин, указывая в своих работах на неприемлемость альтернативы монотехнического политехническому образованию, да и вообще – какого-либо сомнения в марксистских взглядах скорее из политических соображений, усматривал в идеях монотехнизма поворот к реальным экономическим потребностям страны (А. В. Луначарский, П. П. Блонский).

В контексте сегодняшней острой потребности в квалифицированной рабочей силе необходимость возрождения идей монотехнизма в образовании – факт неоспоримый, конечно, если убрать ярлык негативной, позитивистской окраски данного явления. Не секрет, что значительная часть учащихся склонна к практико-преобразующей предметной деятельности. Обладая практико-ориентированным мышлением, они стремятся к практической преобразующей деятельности, проявляя интерес к технике, природе, но незначительный уровень теоретического мышления и абстрактной памяти мешает этим детям успешно осваивать языки и литературу, естественнонаучные дисциплины. Попав в число двоечников по теоретическим дисциплинам, они постепенно отчуждаются, обосабливаются и в знак протеста против своей «второсортности» начинают нарушать дисциплину, плохо учатся, хотя и видят свое превосходство над многими в практической деятельности. Это физически здоровые дети, не имеющие явных отклонений в развитии, но их не устраивает содержание образования, а отсюда нежелание учиться, озлобленность, обидчивость, даже агрессивность. Более этого эти дети наряду с будущей гуманитарно-инженерной элитой нашего общества лицеев и гимназий, могут стать трудовой элитой страны, новыми Левшами России. Как помочь им определиться, найти себя в образовательном процессе? В зарубежной педагогической теории и практике есть примеры такой помощи. Эти примеры появились не случайно, они обусловлены разрушением профессиональных иерархий и появлением распространенным в развитых странах мира явления, называемого «профессиональная рекомпозиция». Общемировая проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров обуславливает возможности нового уровня развития монотехнических идей и приближения их к политехнизму. Одним из путей реализации данного процесса является организация технологических классов школ. Усиление прагматической составляющей обучения в этих классах позволит:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...

Анализ сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы
Исследование проводилось в МОУ СОШ № 10 п. Светлогорск Туруханского района Красноярского края. Исследованием охвачено 27 школьников. Школа расположена в небольшом северном поселке с населением в 900 человек. Из-за низких температур, школу очень часто в зимнее время закрывают на актировки. До ближай ...

Факторы, обуславливающие успешность аудирования
Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), так и от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлений, продолжительности звучания), а также от лингвистических осо ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru