Методические основы обучения учащихся прикладным художественным работам

Страница 1

Определение содержания обучения строилось на основе анализа истории, материальной и духовной культуры русского народа с целью практического использования в учебно-воспитательном процессе. При его отборе и построении решались следующие задачи: определение необходимых для обучения и этнокультурного развития знаний и умений; разработка вариантов включения выделенных элементов содержания в программу трудового обучения учащихся 5-7 классов.

Проведенное исследование позволило отобрать доступное для учащихся 5-7 классов содержание обучения, которое обеспечивает усвоение следующих знаний: спектр видов работ и особенностей декоративно-прикладного искусства и существующих народных промыслов; технологические и эстетические свойства используемых материалов; основные принципы формообразования, цветосочетания, композиции; и выделены также группы умений: по анализу изделий декоративно-прикладного искусства в соответствии с их эстетико-утилитарными функциями; по применению основных приемов формообразования, цветосочетания, композиции, свойственных народному искусству; по выполнению на основе образцов технологических операций при изготовлении изделий по мотивам народного творчества; по выполнению прикладных художественных работ с использованием элементов декоративно-прикладного искусства при создании учащимися самостоятельных творческих работ; по проведению поисковой работы с целью изучения и сохранения традиционных форм народного творчества.

Перечень знаний и умений был логически согласован и структурирован применительно к конкретному направлению прикладного художественного творчества, что позволило составить основу содержания блоков и модулей для трудового обучения.

В исследовании блок построения содержания определяется как целостная, завершенная конструктивная система, состоящая из взаимосвязанных упорядоченных элементов (модулей), используемых для структурирования содержания. Под модулем содержания понимается неделимое целое, частное, на основе которого составляется многовариантное общее. При блочно-модульном построении содержания учебного предмета возможны несколько вариантов модульных единиц: когда модуль является начальной (базовой) единицей, открывающей курс; продолжением начального модуля и основой для последующих модулей; завершающей, итоговой единицей.

При таком построении содержания учебного предмета каждая модульная единица должна опираться на конкретный программный материал, поэтому целесообразно обучение прикладным художественным ра- ботам проводить после изучения учащимися соответствующих разделов или тем программы.

Исследование путей включения предлагаемого содержания в программу трудового обучения учащихся 5-7 классов базировалось на положении о вариативности содержания образования, предусматривающей возможность построения гибких и динамичных образовательных структур с учетом региональных особенностей и национальных традиций. Было смоделировано два варианта включения прикладных художественных работ в содержание трудового обучения учащихся 5-7 классов:

1) конкретизированное изучение отдельного самостоятельного раздела определенной тематики;

2) дисперсное изучение материала по прикладному художественному творчеству в зависимости от операций технологического процесса обработки учащимися какого-либо материала.

На основе блочно-модульного подхода были построены две модели включения прикладных художественных работ в содержание трудового обучения в 5-7 классах.

Первая модель построения содержания, где каждый блок представляет собой определенную группу(вид) работ, схематично выглядит следующим образом:

Модель построения содержания обучения прикладных художественным работам, где каждый блок представляет собой определенную группу (вид) работ

На схеме: Б - блок программ; М - модуль в структуре блока.

Б1 включает работы, связанные с обработкой тканных и нетканных текстильных материалов и пряжи; Б2 - прикладные художественные работы и т. д. Модулями являются следующие темы: M 1.1. - ткачество, M l.2. - вязание, М 1.3. - плетение, M l.4. - кройка и шитье, M l.5. - крашение; М 2.1. -вышивка, М 2.2. - кружевоплетение, М 2.3. - резьба по дереву, М 2.4. - чеканка, М 2.5. - ковроткачество, М 2.6. - вязание, М 2.7. - художественная роспись по металлу, М 2.8. - художественная роспись по дереву, М 2.9. - резьба по кости

Порядок изучения модулей в рамках какого-либо одного блока может быть произвольным. Например, в блоке, где изучаются прикладные художественные работы, он может быть следующим: М1-М2-М3, либо М1-М3-М2, либо M3-M1-M2, где M1 условно назовем "Вышивка", М2 –"Чеканка", М3 - "Роспись по дереву".

Второй вариант включения предлагаемого содержания обучения в программу предполагает рассмотрение каждого вида прикладных художественных работ как части содержания соответствующего раздела программы, где каждый раздел отражает обработку того или иного материала. Условием такого включения является изучение прикладных работ в логике технологического процесса производства.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранной теме «Информация», направленный на формирование логической культуры младших школьников. Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формировани ...

Проблемы и принципы обучения межкультурной коммуникации в школе
Теория обучения языку и культуре должна базироваться на концепции диалога культур, разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины ми ...

Русский народный костюм, как источник творчества в моделировании одежды
Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях. Художники-модельеры всех стран ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru