Экспериментальное исследование показало, что оба варианта построения содержания учебной дисциплины могут быть применимы в практике обучения. Однако второй вариант из-за дробления предлагаемого содержания учебного материала по разделам не обеспечивает его целостное восприятие и требует обычно дополнительных временных затрат на повторение. В зависимости от поставленной цели обучения, те или иные виды прикладных художественных работ могут рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне ручной и машинной технологии; на уровне материала коренного народа данной местности (этнический уровень); на национальном уровне, когда изучается искусство разных народов, населяющих Россию (русского, белорусского и т.д.).
Разрабатываемое содержание обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам рассматривалось в исследовании на материале декоративно-прикладного искусства русского народа, что по нашей градации относится к этническому уровню. В интегративном курсе "Прикладные художественные работы" учтены возможности их изучения на трех уровнях технологий: ручной, машинной и автоматизированной.
На основе проведенного исследования был разработан вариант построения предполагаемого содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам, направленный на создание потребительских стоимостей, имеющих эстетическую и рыночную ценность, который можно представить следующим образом:
Общая схема модуля
|
Содержание обучения |
Форма обучения | |
|
1 |
Введение в изучаемую область(история вида работ). |
Уроки-экскурсии, лекции. |
|
2 |
Материал, его свойства и разновидности. Инструменты и приспособления. |
Лабораторно-практические занятия. |
|
3 |
Ручная(или частично машинная) обработка материалов в школьных мастерских. Технические приемы обработки материалов конкретного вида ДПИ. |
Практические занятия. |
|
4 |
Машинная и автоматизированная обработка материалов в условиях промышленных предприятий. |
Уроки-экскурсии |
|
5 |
Придание изделию ДПИ товарного вида. |
Практические занятия. |
Кроме указанных звеньев, каждая модульная единица содержит материал познавательно-воспитательного (народные обычаи, традиции) и познавательно-активизирующего характера (кроссворды, неоконченные технологические карты по выполнению какого-либо технического приема и т.п.).
При определении методов и форм обучения прикладным художественным работам в исследовании учитывали психологические особенности детей среднего школьного возраста: приобретение устойчивости и произвольности процессов внимания, памяти. Психологическими, этнографическими исследованиями установлено, что овладение учащимися фактическим содержанием учебного материала, имеющим этнокультурную направленность, начиная именно с детских лет, одна из причин "особого способа постижения жизни, особого миропонимания" (Ю.М. Новицкая). Поэтому в ходе исследования применялись как традиционные для трудового обучения учащихся 5-7 классов, так и не традиционные сочетания методов и форм обучения, обусловленные спецификой учебного материала. Например, использовались методы, соответствующие этническому содержанию учебного материала в форме викторин, игр, инсценирования народных обрядов; использование фольклорных произведений; непосредственное общение учащихся с мастерами художественной промышленности; экскурсии (в том числе и заочные) в музеи, места бытования народного промысла, на предприятия художественной промышленности; исследовательские задания, связанные с изучением исторических материалов (старинных предметов быта, одежды) и с изучением технологий изготовления прикладных художественных изделий.
Выбор формы обучения прикладным художественным работам также связан со спецификой содержания учебного материала, возрастными и личностными особенностями учащихся 5-7 классов. Значительное место для самовыражения учащихся отводилось, наряду с индивидуальной и групповой формами деятельности, персонифицированному обучению.
Для определения педагогических условий эффективности обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам на основе анализа педагогической литературы были выделены три группы условий: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-методические. Их учитывают при подготовке и проведении таких занятий.
Новое в образовании:
Эффективность использования дымковской народной игрушки в формировании
технических навыков и умений на занятиях по лепке
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент. Цель
- выявление результатов проведенной работы по формированию технических навыков и умений на занятиях лепкой с использованием Дымковской игрушки. Задачи: 1. Закрепить знания особенностей лепки дымковской народной игрушки; 2. ...
Проблемы интеграции в процессе обучения
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарнос ...
Влияние занятий графическими материалами на процесс развития
художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка». В этой возрастной группе дети переживают период активног ...