Методические основы обучения учащихся прикладным художественным работам

Страница 2

Экспериментальное исследование показало, что оба варианта построения содержания учебной дисциплины могут быть применимы в практике обучения. Однако второй вариант из-за дробления предлагаемого содержания учебного материала по разделам не обеспечивает его целостное восприятие и требует обычно дополнительных временных затрат на повторение. В зависимости от поставленной цели обучения, те или иные виды прикладных художественных работ могут рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне ручной и машинной технологии; на уровне материала коренного народа данной местности (этнический уровень); на национальном уровне, когда изучается искусство разных народов, населяющих Россию (русского, белорусского и т.д.).

Разрабатываемое содержание обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам рассматривалось в исследовании на материале декоративно-прикладного искусства русского народа, что по нашей градации относится к этническому уровню. В интегративном курсе "Прикладные художественные работы" учтены возможности их изучения на трех уровнях технологий: ручной, машинной и автоматизированной.

На основе проведенного исследования был разработан вариант построения предполагаемого содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам, направленный на создание потребительских стоимостей, имеющих эстетическую и рыночную ценность, который можно представить следующим образом:

Общая схема модуля

 

Содержание обучения

Форма обучения

1

Введение в изучаемую область(история вида работ).

Уроки-экскурсии, лекции.

2

Материал, его свойства и разновидности. Инструменты и приспособления.

Лабораторно-практические занятия.

3

Ручная(или частично машинная) обработка материалов в школьных мастерских. Технические приемы обработки материалов конкретного вида ДПИ.

Практические занятия.

4

Машинная и автоматизированная обработка материалов в условиях промышленных предприятий.

Уроки-экскурсии

5

Придание изделию ДПИ товарного вида.

Практические занятия.

Кроме указанных звеньев, каждая модульная единица содержит материал познавательно-воспитательного (народные обычаи, традиции) и познавательно-активизирующего характера (кроссворды, неоконченные технологические карты по выполнению какого-либо технического приема и т.п.).

При определении методов и форм обучения прикладным художественным работам в исследовании учитывали психологические особенности детей среднего школьного возраста: приобретение устойчивости и произвольности процессов внимания, памяти. Психологическими, этнографическими исследованиями установлено, что овладение учащимися фактическим содержанием учебного материала, имеющим этнокультурную направленность, начиная именно с детских лет, одна из причин "особого способа постижения жизни, особого миропонимания" (Ю.М. Новицкая). Поэтому в ходе исследования применялись как традиционные для трудового обучения учащихся 5-7 классов, так и не традиционные сочетания методов и форм обучения, обусловленные спецификой учебного материала. Например, использовались методы, соответствующие этническому содержанию учебного материала в форме викторин, игр, инсценирования народных обрядов; использование фольклорных произведений; непосредственное общение учащихся с мастерами художественной промышленности; экскурсии (в том числе и заочные) в музеи, места бытования народного промысла, на предприятия художественной промышленности; исследовательские задания, связанные с изучением исторических материалов (старинных предметов быта, одежды) и с изучением технологий изготовления прикладных художественных изделий.

Выбор формы обучения прикладным художественным работам также связан со спецификой содержания учебного материала, возрастными и личностными особенностями учащихся 5-7 классов. Значительное место для самовыражения учащихся отводилось, наряду с индивидуальной и групповой формами деятельности, персонифицированному обучению.

Для определения педагогических условий эффективности обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам на основе анализа педагогической литературы были выделены три группы условий: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-методические. Их учитывают при подготовке и проведении таких занятий.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru