Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 1

Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково.

Составлена такая цепочка: критерий – параметр – показатель. Ей можно сопоставить другую цепочку: признак (свойство) – величина – число (численное значение величины). Поэтому, если критерий – одна из качественных характеристик объекта, то показатель – его количественная характеристика.

Определяя теоретические основы формирования технологической компетентности студентов, мы выделяли этапы, в ходе которых составляющие ее компетенции постепенно формируются и совершенствуется. Первый этап – изучение курсов специальных дисциплин. Второй – обеспечение профессиональной направленности личности студентов, т. е. готовности студентов применять технологические знания в учебно-воспитательной работе, что происходит в результате движения анализа технологических понятий от их философской основы к педагогической интерпретации. Наконец, третьей ступенью становится обеспечение межпредметных связей технологии с основополагающими в подготовке учителя дисциплинами – педагогикой, психологией и философией. Кроме того, следует отметить необходимость воспитания глубокого и устойчивого интереса к профессии учителя технологии.

Анализ существующих подходов к формированию технологической компетентности студентов в процессе педагогического образования позволяет рассматривать ее сформированность как результат овладения системой специфических характеристик профессионального мышления, обладание будущим учителем необходимыми мыслительными качествами, свойствами и операциями, производящимися на основе использования понятийного аппарата техники и технологии. Каждый из подходов достаточно обоснован и своеобразен, реализуется в специально разработанных моделях обучения, методических схемах. Однако есть существенная особенность, которая сближает деятельность по формированию профессиональных компетенций студентов: все они, так или иначе, затрагивают проблему учебной задачи, ее сущности, места в структуре подготовки, способов ее моделирования, технологии решения, типологии и т. д. Эта ситуация подтверждает правомерность предлагаемой нами трактовки сформированности технологической компетентности будущего учителя. Мы понимаем сформированность компетентности как единство овладения следующими компонентами профессионализма:

– высокая степень освоения понятийного аппарата;

– высокое качество решения задач – учебных и профессиональных (реальных технологических);

– обязательность и высокая степень результативности использования в процессе решения задач (вычленение технологической задачи, обоснование и принятие гипотез, выбор приоритетных направлений решения проблемы с точки зрения педагогической целесообразности и перевода решения в аспект технологии), понятий и категорий технологии, т. е. функционирование понятийного аппарата в режиме активного, осознанного и творческого применения.

Такое рассмотрение сформированности технологической компетентности позволило дифференцировать критерии сформированности и обеспечить надежность диагностики. Рассмотрим каждый из указанных компонентов.

Высокая степень усвоения понятийного аппарата означает, что каждая из логических характеристик понятия (содержание, объем, связи и отношения данного понятия с другими) осознаны в полной мере, причем не на формальном (знание и умение воспроизвести дефиницию), а на творческом уровне. Студент умеет дифференцировать близкие понятия, ориентируется в иерархии понятий – от категорий до понятий, не имеющих нижестоящих; может производить операции с понятиями как в контексте, так и в «чистом» виде; вычленяет существенные признаки и способен абстрагироваться от несущественных; понимает традиционно вкладываемое в понятие содержание и видит то новое, что привносит изменение технологической практики; достаточно четко определяет свое понимание того или иного понятия в зависимости от собственной позиции, опыта и т. д.

Высокое качество решения технологических задач, являясь составляющей сформированности у студентов технологической направленности мышления, играет очень важную роль.

В психолого-педагогической литературе выделяется два типа задач – учебная и профессиональная, или реальная, возникающая в процессе практической деятельности педагога.

Учебная задача представляет собой одно из средств развития технологических компетенций, а в конечном счете – это средство совершенствования технологической компетентности будущего специалиста.

Таким образом, характерные признаки учебных и профессиональных (реальных, производственных, технологических) задач прямо противоположны: статичность – динамичность, обратимость – необратимость, одномерность – многомерность и т. д., что нельзя не учитывать при конструировании учебных задач, обучении их решению по какому-либо алгоритму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т. ...

Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке
Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию у ...

Обсуждение результатов эксперимента
Целью проверочного среза знаний было установить, в какой степени изучаемая лексика по теме "Food" а также наименования величин, которые применяются для обозначения мер веса усвоены учащимися 6-го класса. Насколько свободно они владеют этой лексикой в устной речи, способны ли правильно соч ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru