Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 4

Подходы второй группы в большинстве случаев рассматривают оценку как параметр, характеризующий уровень освоения компонентов образовательной программы и всей программы в целом, а также формы и методы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. К первой группе можно отнести:

– Производственный подход (Е. А. Лебедева, И. Г. Шендрик и др.). Данный подход реализуется в ФГОС ВПО при разработке общих требований к основной образовательной программе и требований к уровню подготовки выпускника. В настоящее время наиболее перспективным направлением является подготовка специалистов для конкретных предприятий и учреждений на договорной основе. В этом случае очень четко оговариваются все требования к ООП, отраженные в перечне компетенций и компетентностей, которыми должен обладать выпускник. При этом практика проходит на предприятии или в учебном заведении, где будет работать выпускник, что позволяет ставить и решать учебные, учебно-производственные, производственные и исследовательские задачи. Также студенты знакомятся с современными образцами техники, технологическими процессами, материально-техническими и экономическими возможностями конкретных предприятий, кадровым составом и его научно-производственным потенциалом, оказывающим значительное влияние на создание новой техники и современных наукоемких технологий.

– Этический подход (В. П. Смирнов и др.) предусматривает замену существующей системы оценки результатов профессионального образования, функционирующей в каждом конкретном учебном заведении и имеющей отличительные особенности, на независимую экспертную оценку, проводимую с участием пользователей и социальных партнеров.

Данный подход представляет научный интерес, но для его реализации необходима более тщательная организационная проработка и последующая экспериментальная апробация, проведение которой потребует значительной реконструкции не только учебного процесса, но в большей мере разработки методологии проведения независимых экспертиз по оценке результатов профессиональной подготовки – сформированности социально-профессиональных компетенций и компетентности.

– Социально-педагогический подход (Д. С. Каримова и др.) понимает под оценкой процедуру определения степени и характера соответствия образовательной деятельности наиболее общим и социально ценным ожиданиям субъектов образовательного процесса. Он основывается на моделировании образовательной деятельности, позволяющем осуществлять социально-педагогический мониторинг на основе получения результатов диагностирования эффективности использования блочно-модульной структуры обучения и их сравнения с эталонными ожиданиями.

Ко второй группе подходов относятся:

– Информационно-констатирующий подход (В. С. Аванесова, С. М. Вишнякова, И. Е. Петровский и др.), рассматривающий оценку как процесс получения информации о результатах обучения, соответствующих требованиям, изложенным во всех нормативных документах, обеспечивающих качество подготовки обучающихся с учетом рынка труда и на основе ФГОС ВПО.

– Диагностико-обучающий подход (С. И. Архангельский, П. И Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.), трактующий оценку как анализ учебного процесса, позволяющий разработать рекомендации по его совершенствованию. В этом случае оценивание рассматривается как совокупность действий, направленных на выявление качественно-количественных характеристик процесса и результатов обучения, с установлением прямых и обратных связей между преподавателем и студентом.

– Рефлексивный подход (Н. В. Изотова, С. Н. Савельева, П. И. Третьяков, С. В. Фролов и др.), рассматривающий студента как активного субъекта процесса обучения и оценивания качества образовательных услуг, что позволяет сформировать теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.

Перечисленные подходы наглядно показывают, что в каждом случае оцениваются отдельные аспекты процесса и результатов обучения. В настоящее время наметились тенденции к объединению (интеграции) взглядов на процесс оценивания результатов обучения и существующих подходов как в теоретически-методологическом обосновании оценки, так и в практической ее реализации при научно-обоснованном соединении измерительных материалов разных подходов в одном инструментарии, что в значительной степени облегчит интерпретацию результатов оценки.

Развитие интеграционных явлений, наблюдаемых в системе образования, науке, технике и современных технологиях, отражают происходящий процесс интеграции нашей страны в мировую экономику и информационную среду. Проведение экспериментальных исследований, направленных на изучение влияния различных факторов эффективности, и условий, обеспечивающих повышение результативности и эффективности ООП, обусловлено сложностью многоуровневых, многокомпонентных объектов исследования, каким и является профессиональная технологическая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Ошибки семейного воспитания
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. ...

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Графы. Применение графов к решению задач
Графы – это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями . Линия указывает на связь между двумя точками . Точки называются вершинами графа , а линии - рёбрами. С какими графами вы встречаетесь повседневной в жизни? (схемы а ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru