Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 2

Но понимание задачи как цели, заданной в некоторых условиях, должно быть принято студентом и определять стратегию решения задач (и учебных, и профессиональных в будущем), чтобы могли быть реализованы собственные его позиции и установки с учетом целей образовании и воспитания, выдвигаемых обществом.

О качестве решения профессиональных задач можно судить по тому, насколько учитываются при решении все заданные условия, насколько индивидуально своеобразно это решение, как соотносится оно с долгосрочными программными целями, наконец, насколько студент способен дополнить недостающую информацию с точки зрения обоснованности предлагаемого варианта и предвосхитить его возможные последствия.

Не останавливаясь на подробной характеристике показателей, по которым можно оценить третий компонент (использование понятийного аппарата техники в процессе решения задачи) сформированность направленности мышления, отметим лишь некоторые моменты, выделяемые в этом процессе:

1) восстановление предметной ситуации в ее существенных частях;

2) схематизация этой ситуации, благодаря чему она становится доступной для переноса в речевой, а затем в умственный план;

3) разделение в связи с этим этапа материализованного действия на две последовательные части – обычного изображения и изображения схемы;

4) изменение хода анализа задачи, который должен идти от вопроса задачи к системе понятий, от нее – к восстановлению предметной ситуации, далее – к выделению ее существенных черт (схематизация), затем – к выполнению элементов этой схемы на основе конкретных данных задачи и, наконец, к решению задачи.

Рассматривая технологическую компетентность учителя технологии как цель и результат его технологической подготовки, мы полагаем необходимым в качестве критериев эффективности формирования принять показатели сформированности как отдельных компонентов компетентности (компетенций), так и ее уровня в целом.

Становление технологической компетентности учителя технологии детерминировано, на наш взгляд, формированием технологической направленности его личности, субъектной позиции, технологического мышления, овладением системой технологических действий и компетенций и т. п.

Использование данных дефениций в качестве критериев сформированности технологической компетентности учителя технологии способствует, по нашему мнению, практической реализации аксиологического, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и системно-целостного подходов к технологической подготовке учителя технологии.

Технологическая направленность личности учителя исследовалась при помощи следующих показателей: осознанность ценностей и отношение к ним; действия по выбору технологических ценностей; реализация ценностей в качестве личных целей деятельности. Она проявляется в том, что педагог:

– дифференцирует технологические ценности из многообразия мировых;

– принимает их в качестве общей и личной целей деятельности, оценивает свои дела и поступки с точки зрения вклада в утверждение этих ценностей в жизнедеятельность детей, общества, себя лично;

– понимает значение и необходимость волевого усилия для утверждения ценностей;

– самостоятельно использует ценности как систему социальных и психолого-педагогических координат деятельности;

– обладает самостоятельностью и интенсивностью действий в выборе, формировании, постановке целей из множества ценностей и нахождении средств для их достижения;

– реализует полный объем содержания деятельности в ее инвариантной и вариативной части ради достижения целей .

Технологическая направленность личности учителя проявляется также в развитии технологических способностей.

Технологическая позиция педагога-профессионала включает мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты, ее критериями выступали:

– самостоятельность и осознанность выбора технологического компонента содержания образования;

– потребность в самореализации через технологические компетенции;

– устойчивый интерес к технологически значимым учебным дисциплинам;

– отношение к себе как к субъекту учебной профессионально-педагогической и трудовой технологической деятельности;

– отношение к ребенку как к равноправному, самоценному субъекту познания, общения и технологической деятельности;

– умение управлять своей деятельностью и поведением, осуществлять стратегию и тактику собственного личностно-профессионального технологического развития и совершенствования.

Сформированное технологическое мышление диагностировалось по таким критериям: осознание роли техники в профессионально-личностном преобразовании; отношение к технике и технологии; факт реального использования принципа политехнизма в профессиональной деятельности. Овладение технологической культурой проявляется в том, что педагог:

– усвоил общую педагогическую методологию политехнизма, методологические принципы построения технологических систем;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Влияние занятий графическими материалами на процесс развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка». В этой возрастной группе дети переживают период активног ...

Особенности овладение трудовыми умениями и навыками глухими детьми младшего школьного возраста на занятиях по предметно-практическому обучению
"Развитие трудовых навыков, начиная от самых элементарных - по самообслуживанию, занятия с бумагой, картоном и до профессионально-трудовых навыков включительно, - все это одинаково важные разделы работы по подготовке учащихся к практической деятельности", - писал С.А. Зыков. Он выступал п ...

Компетенция военных вузов как субъектов образовательной деятельности
Так какова же конкретно компетенция военных вузов (в частности вузов Федеральной пограничной службы России) как образовательных учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» относятся: - материально-техническое обеспечение и оснащение образоват ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru