Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 5

Концептуальные основы исследования формировались, исходя из его ценностного целевого назначения – определение изменений, которые могут быть осуществлены в педагогическом технологическом образовании с целью подготовки учителей к решению стратегических задач модернизации общего образования в сфере технологической подготовки школьников.

Концептуальные основы отражают:

– представления об основных моделях профессиональной подготовки специалиста в современном мире и конкретно учителя для современной российской школы;

– выделение в качестве главной цели технологической подготовки формирование технологической компетентности будущего учителя;

– понимание автором сущности понятий «профессиональная компетентность учителя», «компетентности», «компетенции», «технологическая компетентность»;

– логику становления профессиональной (в частности, технологической) компетентности и формирования компетенций в процессе педагогического технологического образования;

– научно-методическое обоснование компетентностной парадигмы, применительно к профессиональному педагогическому образованию (на примере технологической подготовки учителя технологии).

– ключевую идею о том, что технологическая подготовка будет высокого качества, станет основой всей профессиональной подготовки специалиста по технологии, если при отборе содержания образования придерживаться определенной системы принципов и создать необходимые дидактические, организационно – педагогические и психолого-педагогические условия для реализации этого содержания.

Содержание технологической подготовки выступает в единстве теоретической и практической составляющих как система знаний, умений, навыков и компетенций. Теоретическая составляющая технологической подготовки включает усвоение понятий, законов, принципов и закономерностей технологических процессов. Практическая составляющая служит средством воздействия на личность студента, формирования профессиональных компетенций, мотивов, эмоций, выступая как достояние преподавателя и студента (технологии, процедуры, методы, формы технологической деятельности). Она представляет собой систему понятий и закономерностей, действий и компетенций, которыми студент практически оперирует в процессе технологической подготовки.

Анализ содержательного фонда технологического мышления учителя позволил выделить ряд его особенностей: многокомпонентность, разнохарактерность состава знаний; наличие своеобразных, практически направленных синтезов, основанных на объединении компонентов знаний из областей наук, обслуживающих технологическую деятельность, соотнесенных с ее потребностями; подвижность, постоянное обновление и переконструирование компонентов знания в соответствии с ускорением социально-экономического развития общества и школы, с решением тех или иных практических задач; наличие специфических и сложных операционных структур и их систем, обусловленных многообразием предметных областей технологического знания.

Именно интеграционные процессы позволяют обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения систематизирующих научных технологических идей, которые пронизывают обучение по всем предметам, способствуя формированию профессиональных компетенций и технологической компетентности.

Под технологическими компетенциями мы понимали сформированную в личном опыте студентов на основе знаний способность выполнять определенную технологическую деятельность.

В этом определении раскрывается практически-действенная природа технологических знаний, которые не только являются потенциальным запасом, но и реализуются в комплексе определенных действий.

Профессиональные технологические компетенции в нашем исследовании выделены на основе анализа и синтеза всех исследований и собственных экспериментальных работ. Их спецификация и последовательность основываются на решении педагогических технологических задач различного класса.

В качестве высших факторов воздействия на повышение эффективности технологического образования автором обобщены и исследованы дидактические условия, отвечающие личностно-развивающей направленности и деятельностной детерминированности технологического образования, к которым относятся:

1. Совершенствование цели и содержания обучения.

2. Использование новых методов и приемов обучения, обеспечение его новыми средствами обучения.

3. Использование активных методов обучения, чему в первую очередь способствуют постоянно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии.

4. Создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач.

5. Разработка нового и совершенствование существующего дидактического материала и индивидуальных заданий.

6. Периодическое осуществление связи новых видов технологической деятельности с личным опытом студента.

7. Установление межпредметных связей в процессе технологического обучения студентов.

8. Постоянное пополнение и закрепление знаний студента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Решение задач методом с «конца». Решение задач на все действия с дробными числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...

Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru