Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 3

– осознает и принимает необходимость анализировать диалектику развития технологических явлений в системе социально-экономических отношений, определяющих ситуацию в обществе;

– овладел технологическими знаниями, обеспечивающими ориентировку в меняющихся условиях производственной деятельности и производственных отношений;

– усвоил совокупность знаний о технологических проблемах современного образования;

– творчески относится к содержанию профессиональной, трудовой технологической деятельности, обладая развитой способностью к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обоснованию своих утверждений и упорядочению знаний, ведению дискуссий, постановке проблем и поиску их решения, организации работы с простейшими орудиями труда;

– ориентируется в различных областях знания, в теории и методике предметов технологического цикла;

– обладает развитыми умениями формировать научную технологическую картину действительности, оперировать категориями техники, технологии и основными понятиями технических наук, опровергать антинаучные позиции в области политехнизма.

Способы проявления технологической направленности и реализации технологического мышления в деятельности педагога также выступали в качестве значимых характеристик сформированности его технологической компетентности, что проявляется в таких показателях, как: осознание системы принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности в области техники и технологии, отношение к способам деятельности с орудиями труда и деятельности в целом; факт реализации способов трудовой технологической деятельности. В соответствии с этим в деятельности учителя проявляются: – установка на преобразование технологической теории в метод познавательной деятельности учащихся; – стремление выявить единство и преемственность технологического знания в его историческом развитии; – критическое отношение к положениям, аргументации, лежащим в плоскости обыденного сознания; – установка на моделирование предметной деятельности, включенность в которую обеспечивает формирование у школьников технологических компетенций .

Сформированность технологической компетентности педагога предполагает выявление и использование своего личного потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий – к личностно-креативным. Как субъект профессионально-технологической компетентности педагог обладает следующими критериальными и уровневыми характеристиками:

– диапазон профессионального педагогического и технологического мышления, его категориально-понятийный и концептуальный аппарат;

– ориентировка в сфере преподаваемого предмета (области знаний), уровень владения им, способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-коммуникативную форму;

– мотивационная и практическая готовность к различным педагогическим функциям, объем и полнота реально обеспечиваемых функций (с учетом предметных компетенций);

– владение современными технологиями, выполнение различных педагогических функций (интеллектуально-развивающей, личностно-формирующей и др.), функций педагогического анализа, проектирования, экспертизы (в т. ч. на основе политехнического подхода);

– исследовательский потенциал в области техники, технологии и педагогики;

– саморазвивающаяся активность педагога .

Детальная разработка критериев и показателей сформированности технологической компетентности позволила установить их взаимозависимость.

Таким образом, в предпринятом исследовании в качестве показателей сформированности технологической компетентности личности учителя технологии были избраны: – осознание технологических ценностей; – дифференциация ценностей; – проявление установки на реализацию ценностей в профессиональной деятельности; – проявление потребности в профессиональной самореализации с учетом принципов технологии; – проявление отношения к ребенку как к субъекту трудовой технологической деятельности и развития; – овладение понятийно-терминологическим аппаратом техники и технологии; – проявление интереса к технологическим знаниям; – проявление установки на преобразование технологической теорий в методы трудовой деятельности; – проявление установки на моделирование технологической деятельности; – самосовершенствование личности и профессиональных компетенций; – овладение технологическими действиями и компетенциями.

Анализ существующих подходов к оценке результатов образования позволил выявить, что по отношению к образовательному процессу они группируются в основном по двум направлениям: на внешнюю и внутреннюю оценки.

В первой группе подходов реализуется один из важнейших принципов организации системы оценивания – вовлечение пользователей и заказчиков образовательных услуг, которые рассматривают результаты образования как определенный уровень подготовки, соответствующий запросам потребителей государства, работодателей, студентов и общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Роль речи и общения в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы отсчета. Пространственное ориентирование незрячего - сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций. Оно тре ...

Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного образования по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики: · Слабая интегрированность в детский коллектив; наличие серьезных рассогласований личностных и коллективных ценностей; низкий статус в группе – недостаточный авторитет среди товарищей и педагогов; трудности в общении; отсутствие мотивации к познанию и твор ...

Решение задач методом с «конца». Решение задач на все действия с дробными числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru